Роль еврейского населения в экономике Гомельщины (вторая половина XIX — начало XX вв.)

0
1032
Евреи и типичный еврей

В последнее время вырос интерес к истории евреев Беларуси со стороны широких кругов общественности республики. Не следует забывать, что исследование истории евреев в Беларуси — это одновременно и исследование истории Беларуси, её “белых пятен”. Отдельные моменты, связанные с освещением экономической жизни еврейского населения, затрагивались и затрагиваются в различных изданиях, однако до сих пор отсутствует обобщающий труд по дан­ной проблеме, что делает ее изучение актуальным.

Во второй половине XIX в. Гомель очень быстро рос, являясь важным торговым пунктом Верхнего и Среднего Поднепровья. Сразу обозначим, что в это время в Г омеле жили представители различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи и немцы. В 1864 г. в Гомеле и уезде насчитывалось 9730 евреев; в 1880 г. их число только в Гомеле достигло 8131 человек, из них 3940 — муж­чин и 4191 женщина (общее количество жителей Гомеля на 1880 г. составляло 22000) [4, с. 61].

Импульсом к росту еврейского населения Гомеля и сопутству­ющему ему развитию промышленности, торговли, банковского дела стал указ императора Александра III об очередном ужесточении запретов на проживание вне черты оседлости, приведшей в 1890 — 1892 гг. к переселению части московского еврейства в Гомель [10, с. 18]. По данным переписи 1897 г. этнический состав населения Гомеля выглядел следующим образом: 7130 жителей, называющих родным языком русский, 834 — украинский, 6457 — белорусский, 1589 — польский и 20385 — еврейский. Остальные жители называли родным языком — сербский, французский, немецкий и др. Цыганский язык был назван только одной женщиной. Таким образом, самой большой по количеству группой населения Гомеля на рубеже XIX и XX вв. были евреи (55,4 %), за ними шли русские (19,4 %) и белорусы (17,6 %), поляков насчитывалось 4,3 %, украинцев — 2,3 %. На остальные национальности приходилось менее 1 % [9, с. 52]. В итоге к 1911 г. на территории Гомеля жили 48435 евреев, 45776 русских и белорусов, 1685 поляков, 221 немец и 32 турка [2, с. 30-35]. В местечках Гомельского уезда в 1880 г. проживали: м. Антоновка — 14 евреев, м. Ветка — 2548 евреев, м. Носовичи — 641 еврей, м. Уваровичи — 535, м. Хальч — 342 еврея, м. Белица — 496 евреев и т. д. [4, с. 63-70].

Известно, что в российской торговле, промышленности и пред­принимательстве второй половины XIX — начала XX вв. доминиро­вали представители еврейской национальности, что особенно характерно для западных районов империи [2, с. 34; 3, с. 24]. Вероисповедание и этническая принадлежность в некоторой степени обусловливали виды работы гомельчан. Так, белорусы, в основном, занимались земледелием, обработкой дерева, их количество было большим среди прислуги; примерно такие же виды были характерны для русских; большинство украинцев и поляков работали на железной дороге или являлись военными. Еврейское население занималось торговлей, ремеслом. Промыслы также находились в руках нерасположенного к земледелию и не занимающегося им еврейского населения [10, с. 20]. В 1882 г. в Гомеле проживало 23646 человек, общее число ремесленников достигло 931 человек, в т. ч. евреев — 639. [4, с. 536-538]. Из этого видно, что ремесленники составляют приблизительно 4 % всего числа жителей, и что евреев менее половины всего населения, евреи-ремесленники составляют 1/4 всего числа ремесленников. Заметим, что характерной чертой еврея-ремесленника было трудолюбие: “Очень много евреев-ремесленников, тяжёлым трудом добывающих хлеб… Ремесленник на вас работает десятки лет, счеты с ним нескончаемые. Случаются разные передряги, но вы знаете, что этот человек вас любит, что он вам предан вполне, а поскользнётесь вы, он готов даже вам помочь из последнего” [7, с. 45]. Наиболее распространенные ремесла в Гомельском уезде охватывают собой производство предметов первой необходимости — пищи, одежды и домохозяйства, которые потому удобнее для усвоенного евреями-ремесленниками характера скорой торговли своими изделиями. Первое место занимают хлебники и мясники, потом — портные и сапожники, далее — печники, столяры, слесари и стекольщики. Только одно плотницкое ремесло очень мало привлекает евреев; сверх того, почти незаметно участия евреев в кузнечном производстве местечек Гомельского уезда, в главном из коих Ветке, старообрядческое население не допускает соперничества в выделке якорей [4, с. 538-539].

Вторая половина XIX — время ускоренного развития мануфактур и фабрик. Заводы и фабрики принадлежали разным классам общества, сословий и вероисповеданий. Из 11 заводов, расположенных в Гомеле в 1880 г., 2 принадлежало православным и 8 — иудеям. К числу последних относятся: сально-свечной завод Мовши Школьникова, медоваренный завод Шейхмана, костопальный завод Янкеля Ловьянова, круподёрный завод Мовши Любина, дрожжевые заводы Тигли Лоткеровой, М. Гамбурга, Цыпыс Штомовой и Х. Кореневского, открытые с 1840 по 1879 гг. [4, с. 149-203]. Таким образом, почти вся недворянская промышленность второй половины XIX в. в Гомеле принадлежала евреям. Так, на их предприятия из 9145 руб. дохода приходилось 8765 руб. (95,85 %).

Наиболее крупным предприятием для того времени был лесопильный завод, который был построен евреем Левитаном (Левитином) в Монастырьке. В конце XIX в. на этом заводе работало 70 рабочих. Имелось в наличии 5 пилорам, 1 паровой котёл, 1 паро­вая машина, 2 паровые помпы и 1 электрический мотор. Качество обработки древесины было на достаточно высоком уровне, а, следовательно, завод имел ощутимые доходы, что в свою очередь обусловливало довольно высокий уровень заработной платы рабочих. Материалом производства являлись колода и бруски. В один год завод давал 1500 тыс. ремесленных колод на сумму около 40000 руб. [6, с. 192-193].

В 1874 г. начал работать крупчатный завод Мовши Шендерова. В 1881 г. на нем работало 3 мастера и 10 постоянных рабочих, валовый доход составил 11250 руб. Кроме того, в Гомеле работали 5 маслобоен, которые имели паровые машины. Крупнейшие из них Рабиновича и Шварца насчитывали соответственно 40 и 80 рабочих.

Еврейскими предпринимателями было основано большинство наиболее крупных предприятий города: чугунолитейные заводы Фрумина, С.Б. Гуревича, братьев Агроскиных и 2 завода братьев Ш. и А. Дубинских, лесопильные заводы Я.В. Бройтмана, А.Ш. Бройтмана, фанерный завод С.Б. Гурвича и др.

По Гомельскому уезду ситуация была иной — 80 заводов принадлежало православным, католикам — 11 и протестантам — 1, старообрядцам — 11, иудеям — 20. Таким образом, одна фабрика или завод приходился в уезде на 2457 православных, 136 католиков, 66 протестантов, 1379 старообрядцев и 456 иудеев. Среди наиболее известных предприятий Гомельского уезда, основанных евреями, были: костопальный завод Эльи Лившица в м. Ветка (открыт в 1870 г.), дегтярный Моисея Азбеля в д. Барановка (открыт в 1887 г.), веревочные — Михеля Сорина, Вигдора Амитина, Берки Ревзина, Абрама Певзнера в м. Ветка, круподёрные — Бейли Блюминовой в м. Уваровичи, Гилима Шульмана и Баси Палеевой в м. Ветка. На таких предприятиях обыкновенно работал 1 мастер и количество постоянных рабочих варьировалось от 1 до 12 человек [4, с. 149-203]. Следовательно, наибольшим количеством фабрик и заводов владели лица вероисповедания православного, затем следуют евреи, католики, протестанты и старообрядцы.

Что касается торговли, то она постепенно переходит из рук коренного населения в руки евреев, во второй половине XIX в. торговцы-христиане составляют лишь от 10 до 15 % всех лиц, занимающихся торговлей. К 1880-м годам XIX в. евреи совершенно овладели торговлей, сделав из неё свою исключительную мо­нополию: “Все ярмарки, торжки и базары переполнены евреями, кои необыкновенным искусством овладевают продавцами и покупателями из русских, они устраивают по своему произволу цены на сельские произведения, цены, которые всегда ниже действительной стоимости, от чего производитель получает только самое незначительное вознаграждение за свой труд. С другой стороны, вследствие огромного числа торговцев, каждый товар, прежде чем дойдёт до потребителя, проходит через несколько рук, отчего значительно возрастает его стоимость, конечно, в ущерб пос­леднему, платящему высокие цены. Вместе с тем, й само еврейское население не в выигрыше от почти исключительного занятия торговлей, т. к. получает для обеспечения их существования” — отмечает в своей работе Дембовецкий [4, с. 653].

Характерную черту еврейской торговли составляет присутствие маклеров или “факторов”, “умеющих сделаться необходимыми везде н для всякого”. Почти не одна торговая сделка не обходится без факторов, которые знают существующие цены, местонахождение товаров, количество спроса и предложения, степень нужды продавца в деньгах и т. д. Важное значение факторы имеют в лесной торговле Гомельского уезда. Это исключительно евреи, умеющие лучше и искуснее всякого другого исполнить такие поручения, т. к. им хорошо известны денежное положение местных лесовладельцев и средства склонить их на самую низкую цену. А.С. Киркор в очерке “Народности Литовского Полесья и их жизнь” писал: “Фактор — еврей личность любопытная и в своём роде замечательная. Большинство евреев честнейшие люди” [4, с. 660]. Существуют в Гомельском уезде и торговцы-прасолы, которые скупают “за наличные деньги” у крестьян и отчасти землевладельцев лён, пеньку, сало, тряпьё, железный лом и т. п. Из 600 прасолов в губернии только 30 христиан, остальные — евреи. Другой род кочевых тор­говцев — офени и коробейники, занимающиеся развозом и разносом необходимого в крестьянском быту мануфактурного товара — картинок, книг, шарфиков, тесёмок, пуговиц, гребней, зеркал и колец. Офени встречаются в одном лишь Гомельском уезде. Привилегией евреев является торговля спиртными напитками: “Цель шинкаря-еврея заключается не столько в продаже вина, сколько в возможности при его посредстве, приобрести безусловное влияние на простой класс населения”. Занимаются евреи и скупкою лозового корья; они заранее уславливаются с крестьянами в цене — обыкновенно по 5 коп. за пуд сырой коры, и выдают задатки. Собравши значительную часть корья, еврей сбывает её на кожевенные заводы, которые платят за пуд коры лозовой вместе с ивою; сухой 15-25 коп., сырой 12-20 коп., а чистой лозовой — без примеси ивы — 20 — 30 коп. Главным пунктом сбыта был Могилёв [4, с. 710-718].

Таким образом, являясь самой многочисленной группой населения Гомеля, евреи внесли огромный вклад в развитие его экономики, составили значительную часть ремесленников региона, открыли крупные заводы, сосредоточили в своих руках торговлю и Гомель “стал сказочно расти”. Вместе с евреями появляется купеческий капитал, и, таящий в себе богатые экономические возможности, уездный городишко Могилёвской губернии начинает быстро двигаться вперёд по пути экономического развития. Однако, с другой стороны, необходимо отметить, что из-за удаления евреев из деревень, на местах пришли в упадок ремёсла, т. к. крестьяне не могли полноценно заменить евреев.

Источники:

  1. Белоруссия в эпоху капитализма: Сборник документов и материалов. Т. 2. — Мн., 1990.
  2. Весь Гомель: Календарь и адресно-справочная книга на 1913 г. — Гомель, 1912.
  3. Гомель и его уезд: Справочный сборник на 1915 г. — Гомель, 1915.
  4. Дембовецкий А. С. Опыт описания Могилёвской губернии. Кн. 2. — Могилёв,1882.
  5. Документы и материалы по истории Белоруссии. Т. 3. — Мн., 1984.
  6. Жудро Ф. А., Сербов И.А., Довгяло Д. И. Город Гомель: Географическо- статистический очерк.-Вильно, 1911.
  7. Иоффе Э. Г. Страницы истории евреев Белоруссии. — Мн., 1997.
  8. Лютый А. М. Социально-экономическое развитие городов Белоруссии в конце XVIII- первой половине XIX в. — Мн., 1987.
  9. НГАБ, ф. 2912, оп.І.д. 22.
  10. Яшчанка А. Р. Гомель у другой палове XIX — пачатку XX ст.: Гісторыка- н ішграфічны нарыс. — Гомель, 1997.

Автор: Н.В. Егорова
Источник: Евреи в Гомеле. История и культура (конец XIX — начало XX веков): Сборник материалов научно-теоретической конференции. Гомель, 21 сентября 2003 г. — Гомель, 2004. -152 с. Ст. 32-37.