Не оскудеет рука дающего. Меценаты из Новозыбкова

0
101
Не оскудеет рука дающего. Меценаты из Новозыбкова

Живших на рубеже XIX-XX веков благодетелей, пекущихся о добром имени родного Новозыбкова, мы сегодня громко называем меценатами. Радели они о воздвижении новых и благолепии существующих храмов, о благоустройстве улиц, строительстве больниц, богадельни, школ и других учебных заведений, о возможности талантливым, но не богатым детям получить образование, о подкидышах и семьях, потерявших кормильца.

Эти заметки — дань памяти нашим предкам, плоды деяний которых — историко­культурное наследие Новозыбкова.

Ныне действующий собор в честь Преображения Господня построен на средства местного купца Д.Н. Кублицкого, который для этой цели пожертвовал 20 000 руб. Первоначально храм был освящен во имя святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя благочестивого новозыбковца [1, с. 469]. В 1923 г. храм был переименован, но один из трех его Престолов и сегодня — Димитровский.

На месте, где в настоящее время располагается женская консультация, находилась старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1912 г. на средства новозыбковского «мучного короля» Василия Ефимовича Петухова [2]. Пятиглавый храм с шатровой колокольней был воздвигнут местными мастерами за пять лет [3, с. 612] и освящен 21 октября 1912 г. [2].

Это событие подробно описывает корреспондент старообрядческого журнала «Церковь». Он рассказывает о прибытии в Новозыбков предстоятеля старообрядческой Церкви архиепископа Московского и всея Руси Иоанна (Картушина) [4] с дьяконом и канонархами, которых встречали местные старообрядцы во главе с епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом (Разуваевым) [5].

Корреспондент подчеркивает, что хлеб-соль от имени общины вновь устроенной церкви поднес В.Е. Петухов, в доме которого по окончании литургии была устроена праздничная трапеза [2, с. 1113].

19 мая 1913 г. на собрании общины храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы Василию Ефимовичу Петухову и Федору Петровичу Абросимову были торжественно вручены благодарственные адреса [3, с. 611-612] за труды, понесенные ими при постройке храма.

17 сентября 1896 г. по случаю освящения Вонифатьевского храма, построенного на средства Афанасия Ивановича Шведова [7, с. 751], наш город посетил Епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов) [6]. Архиерей побывал и в здании для церковно-приходской школы при Николаевской церкви, и в новой каменной часовне для местночтимой чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, подаренных городу А.И. Шведовым [7, с. 754].

Много помогал Афанасий Иванович Малино-Островскому Рождественскому женскому монастырю, что был когда-то у реки Ипути в 16 километрах к юго­западу от Новозыбкова [8, с. 246, 576-578]. На деньги Шведова в один только год позолотили иконостасы в двух монастырских храмах и трапезной, обновили все иконы и настенную живопись, покрыли золотом семь крестов на храмах и колокольне [9]. А.И. Шведов снабжал монастырь продуктами, воском, кирпичом, кровельным железом и другим строительным материалом [10].

Это была не единственная обитель, которой Афанасий Иванович оказывал материальную поддержку [11, с. 195].

На улицах Новозыбкова сохранились фрагменты тротуаров, вымощенных фирменным — шведовским — кирпичом.

Более десятка добротных зданий, построенных на средства А.И. Шведова, до сих пор исправно служат городу. Например, в помещениях городской церковно­приходской школы, получившей в 1910 г. имя Петра Первого [12], и богадельни для одиноких нищих стариков сейчас располагается медицинский колледж.

Отец Афанасия Ивановича, купец первой гильдии Иван Львович Шведов в 1885 г. пожертвовал 5000 руб. на строительство первой больницы в Новозыбкове [13, с. 22].

Иван Львович умер 30 декабря 1889 г., а в завещании распорядился 100 000 руб. раздать бедным на поминовение своей души. Для исполнения воли покойного была составлена комиссия, которая занималась распределением этих денег. Отчет о ее деятельности был составлен Новозыбковским Головой Волковым Григорием Николаевичем [15].

Согласно этому документу 7000 руб. из указанной суммы были переданы Черниговскому губернатору для раздачи бедным г. Чернигова, 18 000 руб. розданы бедным жителям Климова, Клинцов, Семеновки, Злынки, Городни, Ветки и др. (всего 17 населенных пунктов), 25 000 руб. — бедным родственникам покойного, 3200 руб. — людям, служившим у него в качестве прислуги, сторожей и заведовавшим имуществом в Новозыбкове и других местах. 46 800 руб. получили новозыбковские бедняки [14, с. 3-4].

Деньги раздавали в форме пособий: постоянных (пенсий), временных и единовременных. Первые давались старикам-калекам и на содержание подкидышей. Вторые выделялись чаще всего на покупку дров во время зимы. Ими пользовались в основном сироты, многосемейные и семьи, в которых хотя и был работник, но — больной, калека или слепой. Единовременные пособия выдавались для уплаты повинностей и лечения в больнице, в качестве помощи на ремонт жилищ и колодцев. Семьи, в которых работник страдал запоем, получали вместо денег дрова, одежду, продукты [14, с. 2, 8].

Григорий Николаевич подробно расписал, сколько денег и на что было истрачено (105 972 руб. 45 коп.), указал остаток (57 566 руб. 96 коп.). Из отчета следует, что первоначально означенная сумма значительно увеличилась. Прибавились проценты, которые поступили на 100 000 руб. за 9 лет, прошедшие со времени смерти Ивана Львовича, и деньги, полученные от продажи вин, которые, согласно воле покойного, тоже были предназначены для раздачи беднякам [14, с. 2].

Анализируя проделанную работу, Г.Н. Волков сделал вывод о том, что основную часть тех, кто ходатайствовал о пособии, составили семьи, в которых были страдающие пьянством, семьи, лишившиеся главы, а также немощные старики, неспособные к труду, одинокие люди [14, с. 17].

Григорий Николаевич предложил изменить принцип распределения оставшихся денежных средств — построить несколько бесплатных помещений для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогать им с трудоустройством, организовать приют для круглых сирот, сократить единовременные денежные выплаты, заменив их бесплатной раздачей пищи [14, с. 18].

Судя по характеристике, данной господину Волкову как городскому Голове Новозыбкова, пребывающему на этом посту второй выборный срок, сам Григорий Николаевич много сделал для благоустройства города. «В бытность его городским Головой выстроены скотобойни и здания для вновь открытых начального училища и богадельни, открыта бесплатная амбулатория, устроены мостовые и тротуары, очищено озеро, устроен ассенизационный обоз…» [15].

К середине XIX века в бывшей старообрядческой слободе, с 1809 г. городе Новозыбкове [16, с. 322], стал вопрос о возведении православного храма. С этой целью была избрана специальная комиссия по сбору средств на строительство, составлено обращение к руководству города о выделении участка под него. Но и через два года собранных средств не хватало даже на заливку фундамента. Тогда председатель избранной комиссии помещик Михаил Уманец пожертвовал из своего капитала 30 000 руб. серебром [17, с. 231], [18, с. 329]. 16 февраля 1867 г. храм был торжественно освящен, о чем повествует корреспондент Черниговских Епархиальных Известий в апрельском номере 1867 г. [17, с. 230].

В неофициальной части этого же номера напечатано «Слово» благочинного священника Василия Вихрова «на освящение первого храма в г. Новозыбкове, во имя чуда Архистратига Михаила в Хонех» [18, с. 328-333], [19, с.21].

Князь Николай Дмитриевич Долгоруков был самым ярким представителем живших в Новозыбкове меценатов. После заключения брака с княжной Марией Павловной Голицыной супруги поселились в имении жены Великая Топаль, которое тогда относилось к Новозыбковскому уезду [20, с. 7]. Здесь княжеской четой были построены школа и ремесленный цех.

За пожертвование в пользу Преображенской церкви села Великая Топаль по ходатайству Епископа Черниговского и Нежинского Вениамина (Быковского) [22] князю Долгорукову было объявлено благословение Святейшего Синода [21, с. 393].

В находящейся неподалеку деревне Хохловке по просьбе местных крестьян Долгоруковыми был построен храм, действующий доныне.

С 1887 по 1896 годы князь был уездным предводителем новозыбковского дворянства [20, с. 19]. При его активном участии за это время были отремонтированы обветшавшие школьные здания и построен ряд новых, в результате чего количество учащихся сельских ребят в уезде возросло в 3,7 раза [20, с. 20-21]. В память безвременно скончавшейся дочери Елены Долгоруковы построили в Новозыбкове здание для женской гимназии [23], подарили ее воспитанницам большую икону царицы Елены и митрополита Макария в напольном киоте.

В 1896 г. князь Николай Дмитриевич был избран губернским предводителем Черниговского дворянства [20, с. 7, 24]. 8 мая 1899 г. он неожиданно скончался от тифа, [20, с. 5, 8], но и на этом, последнем своем посту, успел многое сделать для народного образования, за которое особенно ратовал [20, с. 21].

Князь Долгоруков принял активное участие в строительстве женской гимназии в Чернигове (оплатил 1/3 стоимости — 35 000 руб.) [20, с. 25].

Он был причастен к истории создания Черниговского областного исторического музея, где и сегодня хранят благодарную память о великорусском князе, отстоявшем на губернском Земском собрании идею создания музея на базе уникального собрания древностей, предложенного Земству известным меценатом, общественным и культурным деятелем, коллекционером Василием Васильевичем Тарновским.

Нынешний директор музея Сергей Лаевский сообщил, что в Чернигове супруги Долгоруковы жили неподалеку от Воздвиженской церкви, где проходило отпевание Николая Дмитриевича. И храм, и дом князя были разрушены в августе 1941 г.

Похоронен князь Долгоруков в своей подмосковной усадьбе Волынщина Полуэктово [24], унаследованной им от знаменитого прапрадеда — князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского [25].

Смерть князя повлекла за собой ряд благотворительных акций, совершенных в его память. Уездные земства и частные лица строили школы, училища, столовые, читальни, храмы, больницы [20, с. 25-26]. Черниговское губернское земское собрание, Новозыбковское уездное земство, граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов [26] и господин Д.Я. Дунин-Борковский учредили стипендии имени князя в Черниговской женской гимназии, Новозыбковской женской гимназии и реальном училище.

Первая бесплатная библиотека в Новозыбкове была построена в память князя Николая Дмитриевича [20, с. 26-27]. Духовной ее наследницей сегодня является Новозыбковская городская центральная библиотека. Мы надеемся, что придет время, когда она будет носить имя князя Долгорукова.

Княгиня Мария Павловна Долгорукова после смерти супруга открыла в Великой Топали первые в уезде детские ясли и построила за свой счет больницу [27]. Центральная улица Новозыбкова, на которой по сей день стоит здание бывшей женской гимназии (СОШ № 1) и дом, где жили князья Долгоруковы, была переименована из Миллионной в Долгоруковскую (с 1919 г. — Коммунистическая) [27], [20, с. 27]. Звание почетного гражданина Новозыбкова князь Николай Дмитриевич получил в 1896 г., когда он был избран губернским предводителем Черниговского дворянства [20, с. 27].

К сожалению, большая часть документов и фотографий, свидетельствующих о достойной жизни наших предков, утрачена. Одни уничтожали доказательства своего родства с «чуждыми элементами» «страха ради иудейска», другие равнодушно выбрасывали старые бумаги, как мусор. То немногое, что удалось собрать в ходе написания этой работы, представляется мне дорогим и ценным для нынешних и будущих жителей Новозыбкова.

Источники и литература:

  1. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». — 1913. — № 19 от 12 мая. — С. 469.
  2. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». — 1912. — № 46 от 11 ноября. — С. 1113.
  3. Новозыбков Черниговской губернии / от нашего корреспондента // «Церковь». — № 25 от 23 июня. — С. 611-613.
  4. Иоанн (Картушин) [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_(Картушин)
  5. Флавиан (Разуваев) [Электронный ресурс] / URL:// https://ru.wikipedia.org/wiki/Флавиан_(Разуваев)
  6. Архипастыри Черниговские и Нежинские. Епископ Антоний (Соколов) [Электронный ресурс] / URL: http://bryansk-eparhia.ru
  7. Освящение церкви в г. Новозыбкове // Черниговские Епархиальные Известия (часть неофициальная) — 1896. — № 22 от 15 ноября. — С. 625-802, 751-755.
  8. Состояние Стародубского раскола в 60 и 70 годы XVIII столетия М. Доброгаева // Прибавление к Черниговским Епархиальным Известиям (часть неофици­альная). — 1889. — № 10 от 15 мая. — С. 239-252.
  9. Дело 9, лист 116; дело 14, лист 64 // Государственный архив Брянской обл., фонд 424, опись 1.
  10. Дело 14, лист 64 // Государственный архив Брянской обл., фонд 424, опись 1.
  11. Епархиальные известия // Черниговские Епархиальные Известия (часть офи­циальная). — 1896. — № 8 от 15 апреля. — С. 195 , с. 193-284.
  12. Историческая записка о церковно-приходской одноклассной имени Императора Петра Первого школе в г. Новозыбкове (составлена 15 мая 1914 г.) / Фонд № 473; опись № 1; дело № 32 // Государственный архив Брянской области. — Л. № 11-14, л. № 17.
  13. Свод постановлений новозыбковского Уездного Земского Собрания Черниговской губернии 1883-1885 / по материалам Новозыбковской уездной Земской Управы. — Новозыбков: Типография Л.И. Зенченко, 1886.
  14. Отчет о деятельности исполнительной комиссии по раздаче денег, завещан­ных умершим И.Л. Шведовым для бедных, за время с 14 декабря 1895 г. по 1 января 1898 г. / сост. Новозыбковским Головой Г.Н. Волковым. — Чернигов: Типография Губернского Правления, 1898. — 19 с.
  15. Григорий Николаевич Волков [Электронный ресурс] / URL: http://www.poisk32.ru
  16. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» / под общим ру­ководством П.П. Семенова и В.В. Наманского; под редакцией В.П. Семенова. — СПб., 1903. — Т. 7: Малороссия: [Полтавская и Черниговская губ.] — X, 518 с.: ил.; 5 л. ил., карт.
  17. Освящение храма в Новозыбкове // Черниговские Епархиальные Известия (часть официальная). — 1867. — № 7 от 1 апреля. — С. 238.
  18. Слово на освящение первого православного храма в г. Новозыбкове, во имя чуда Архистратига Михаила // Черниговские Епархиальные Известия (прибавление). — 1867. — № 7 от 1 апреля. — С. 328-333.
  19. Указатель статей, помещенных в «Прибавлениях к Черниговским Епархиаль­ным Известиям» (Неофициальная часть) за 1861-1905 годы // Чернигов: Ти­пография Губернского Правления, 1907. — С. 238.
  20. Князь Николай Дмитриевич Долгоруков. Материалы для биографии доктора медицины М.И. Козинцова. — Стародуб: Типография А.И. Козинцова, 1903. — 29 с.
  21. Разные известия // Черниговские Епархиальные Известия (часть официаль­ная). — 1888. — № 9 от 15 мая. — С. 293.
  22. Архипастыри Черниговские и Нежинские. Епископ Вениамин (Быковский) [Электронный ресурс] / URL: http://www.bryansk-eparhia.ru
  23. Новозыбков // Черниговские ведомости (корреспонденция «Киевского сло­ва»). — 1890. — № 77.
  24. Волынщина Полуэктово [Электронный ресурс] / URL:// https://ru.wikipedia.Org
  25. Долгоруков-Крымский Василий Михайлович [Электронный ресурс] / URL:// https://ru.wikipedia.org
  26. Записки о славном Российском роде Давыдовых и Орловых-Давыдовых. Дети Орловых-Давыдовых [Электронный ресурс] /URL: http://otrada-o.ru/10
  27. Николай Дмитриевич Долгоруков в Новозыбковском уезде [Электронный ресурс] / URL: http://karachev32.ru/blog/nikolaj_dmitrievich_dolgorukov_v_novozybkovskom_uezde/


Автор:
Н.М. Афонина
Источник: Днепровский паром. 2017 г. Международных историко-краеведческих чтений «Днепровский паром» (8-9 августа 2017 г., г. Лоев). Ст. 119-124.