Художественные традиции женского головного убора наметки «намітки» белорусско-украинского Полесья

0
720
Художественные традиции женского головного убора наметки

Художественные традиции народного текстиля и комплекса одежды региона Полесья формировались на протяжении многих веков. Головной убор — наметка являл­ся важным элементом и основным компонентом народного костюма Полесья, который выполнял обереговую, утилитарную, эстетическую и знаковую функции. Он был сти­листически связан с остальными предметами одежды, их колоритом, характером декора и завершающим композиционным элементом в традиционном комплексе одежды.

Основная цель работы — исследовать художественные традиции головного убора наметки «намітки» белорусско-украинского Полесья.

Наметка («намітка») — это архаичный полотенечный головной убор замужней женщины. Такой головной убор был сложным в завивании и состоял из несколько ком­понентов: деревянного или из льняной ткани обруча, как приспособление для создания прически, на который завивали волосы («кібалка», «бруч», «тканка», «тканица», «тканіца»), или плетеного обруча из соломы, лозы или бересты («каробачка», «Капица», «коробочка»), по форме напоминающего тарелку без донышка. Поверх надевался спле­тённый или сшитый чепец («очіпок», «чепець»), который фиксировал прическу. На По­лесье Беларуси и Украины женщины предпочитали чепцы под наметку из перкаля (ситца). Внешней частью убора было длинное полотняное покрывало — наметка, намет, плат, сарпанок («сярпанок» бел., «серпанок» yκp.). Он изготавливался из прямоуголь­ного льняного, конопляного, а с начала XX в. из хлопчатобумажного полотна белого, серого, серо-охристого цветов. Полотно создавалось длиной от 200 до 500 см, его длина выбиралась в зависимости роста и комплекции женщины, шириной — 30-65 см, с вы­шитым или тканым оформлением по краям хлопковой пряжей, а также кружевом или мережкой, бахромой. Исследование технологий изготовления и способов ношения тра­диционного головного убора Полесье проводились учеными России, Беларуси, Украи­ны. Высокий научный уровень исследований и анализа восточнославянской одежды на основе использования сравнительно-исторических и типологических методов провела Маслова Г. С. [6]. В этом направлении следует отметить исследования Фадеевой О.Е., которая впервые в Беларуси обратилась к изучению семантики текстильного орнамен­та, а также археологические исследования Дучыц Л.У. [3]. Основополагающими источ­никами для изучения такого головного убора являются работы Зеленина Д.К. [4] и Винниковой М.Н. [1], в которых отражены характеристики локальных головных уборов и способы завивания наметки. На основе изучения материалов музеев России и Белару­си (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), Музея Бе­лорусского Полесья (г. Пинск) Винниковой М.Н. были осуществлены реконструкции белорусских полотенечных головных уборов. Источником для изучения разнообразия головных уборов и способов их завивания являются фотографии этнографа И. Сербова, представленные в альбоме «Беларусы ў фотаздымках I. Сербава. 1911-1912» (2013). Изучение белорусского костюма в том числе головных уборов проводилось белорус­скими учеными Лобачевской О.А. [5], Раковой Л.В., Белявиной В.Μ., Сахутой Е.М., Романюком М.Ф., Селивончик В.И., Нечаевой Г.Н., Маленко Л.И. и др. На Украине ис­следователь Стельмащук Г.Г. и дизайнер Сивцевой-Климук Л. реконструировали го­ловные уборы, в том числе наметку, и издали альбом «Українські народні головні убо­ри: монографія» (2013) [7]. Известны исследования элементов одежды народного кос­тюма украинских ученых: Украинец А. Н. [3], Пономар Л. Г., Кара-Васильевой Т.В., Космины О.Ю., Матейко К.И., Лупий Т.Ф. и др.

Определяющими факторами, которые влияли на формирование художественных традиций и особенностей головного убора на Полесье являлись культура первых вос­точнославянских племен (I тыс. н.э.). Не покрытие головным убором волос считалось позором, грехом у восточных славян Полесья [6, с. 659]. Головной убор в виде длинно­го полотняного покрывала исследователи считают одним из древних общеславянских, его носили в Х-ХШ вв. Об этом свидетельствуют археологические данные: шпильки и частицы тканей, которые были найдены у висков в погребениях археологом Л..У. Дучыц Также были найдены частицы белого тонкого полотна полотенечных головных уборов в курганах в с. Старая Рудня Жлобинского района, Гомельской обл. и Минской обл. на Беларуси [2, с. 16]. Это подтверждают найденные археологами на Украине в славянских погребальных курганах головные повязки, частицы шёлковых тканей и шнуры с нанизанными стеклянными бусинками и пластинками, импортного происхож­дения с Византии и Ближнего Востока. Выгодное географическое положение Полесья на исторически сложившихся путях между Востоком и Западом, густая речная сеть, об­разующая единую водную систему свидетельствуют об использовании и значении от­крытого водного путевого сообщения. Уже в эпоху Киевской Руси водные артерии По­лесья связывали русские земли с Днепром, служили выходом к Черному и Балтийскому морям, что влияло на развитие транспортно-экономических связей и импорта различ­ных товаром в том числе тканей и аксессуаров. В ранних иконографических миниатю­рах и летописях упоминается названия «убрус», как художественно завершенного предмета полотенечного головного убора. Это свидетельствует об архаичности намет­ки, а также этот термин сохраняется местами до настоящего времени у великорусов и некоторых групп украинцев для обозначения полотенца. В наметках изображены кня­гини Ирина на миниатюре Трирской Псалтири (XI в.), у княгини Киликии — жены Яро­слава Святославовича на миниатюре «Изборника Святослава» (1073), и белая наметка у княгини Ольги (X в.) во время приема византийским императором [6, с. 660]. Г.С. Мас­лова отмечает, что «убрус» в то время был народным головным уборам со времен араб­ской торговли по водным путям от Черного моря до Днепровского бассейна и был при­везен с Византии. В иконографических источниках мы находим разные варианты ис­пользования женских белых полотенечных уборов: накинутый на голову «плат» (шея в таком случае остаётся открытой) с заломами с двух сторон возле лба на иконе «Старозвітна Трійця» (1694 г.). Особый интерес вызывает способ завязывания наметки, где один конец полотна окутывал подбородок и лоб, а второй свисал с левого плеча на фрагментах икон «Різдво Богородиці» села Островци Володимирецого района и «Трійця» XVII в. села Смородск Дубровицкого района Ровенской обл. Украина и со­храняются в коллекции Ровенского обласного краеведческого музея [3, с. 35]. Изобра­жения наметки можно наблюдать на иконах в Национальном музей им. А. Шептиского (г. Львов, Украина), а также белорусских в иконографических сюжетах XVII в. «Рожде­ство Богоматери», «Вознесении Марии», «Воскресенье — сошествие во ад») в Могилев­ской и Брестской обл., Беларусь и др. Такие головные уборы изображены на портретах женщин Великого княжества Литовского XVI в. («Портрет Екатерины Олелькович-Слуцкай», «Портрет королевы Анны Ягеллонки»), Таким образом, традиция ношения полотенечного головного убора была присуща в то время привилегированному сосло­вию. Важно отметить, что традиция ношения белой льняной домотканой наметки была и у женщин в сельской местности. Замужних женщин, которые носили белые головные уборы часто называли «белоголовые», «белажонка». В основном комплекс народного костюма, в который входит такой головной убор, сложился в XVI-XVIII вв. и сохра­нился с некоторыми изменениями до конца XIX в. В связи с прекращением домашнего производства тканей в начале XX в. широкое использование наметок прекратилось. На всей территории Полесья распространены общие названия полотенчатых головных уборов: «намітка», «плат», «убрус», «павой», известны еще со времен Киевской Руси. Наметка с кисейного белого полотна — свадебная фата или праздничный головной убор, называлась «серпанок» (yκp.), «сярпанок» (бел.), «сарпанок», что происходит с персид­ско-турецкого «serpenek» — главное женское украшение, а с польского «sierpianka» — кисея. Исследователь Зеленин Д.К. обозначает еще одно значение происхождение на­звания наметки с немецкого «haarband» (стар. наз. <<harpant>>) — лента для волос, откуда и старое чешское название головного убора — «harban». Следует отметить и локальные названия наметки. На Украине — это «намітець», «завій» — название связанно с процес­сом завивания, «склендячка», реже — «ручник», «рантух» — название наметки восходит к немецкому «reintuch» — чистая ткань. На белорусском Полесье — «намета», «павойнік», «навівала», «завівала», «завіцце», «завіткі», «плахта» [5, с. 320]. Вариатив­ность названий обусловлена диалектной особенностью в языке населения Полесья, происходившей от влияния приграничных и Западных стран.

Художественное решение полотенечного головного убора обусловлена стабиль­ностью способа изготовления с применением различных материалов для декорирова­ния холста. В домашних условиях изготавливались ткани до начала XX века используя ограниченный набор материалов. Для изготовления наметки использовался лен, реже конопля. На Украине конопля была завезена кочевыми скифскими племенами с Восто­ка и поэтому ее часто использовали как сырье для наметок. «Божая свяча» — так назы­вали лен в деревнях на приграничье Беларуси и Украины, и не только потому, что фи­тилек свечки делали из льняных ниток. Белое льняное полотно, которое сопровождало человека от рождения до смерти, ассоциировалось с божьим светом, божьей опекой, с духовностью [1, с. 209]. Домотканое цельное полотно имеет определенную ширину, которая обусловлена способом ручного ткачества и конструктивной особенностью ткацкого станка, что обусловило художественную специфику метрических закономер­ностей. В основном использовались станки, размеры которых позволяли получить по­лотно от 30 до 65 см. По данным исследователей в основном изготавливали полотно шириной от 40-45 см, но в некоторых селах Беларуси и Украины встречались полотна ширины от 55 до 60-70 см. Льняное полотно, которое цельнотканое, имеет заданную технологией их изготовления ширину и длину. Постоянной величиной модуля является ширина полотна. Для анализа художественной специфики наметок и метрических зако­номерностей изготовления традиционных тканей (полотно наметки) в работе О.А. Ло­бачевской было введено понятие «художественный канон» [5, с. 91]. В каноне выделе­ны следующие составляющие: модульность тканей, конструирование текстильных предме­тов, орнамент, цвет и базовые узорообразующие текстильные технологии и техники. Намет­ка имела форму прямоугольника, а полотно такой формы являлась исходящей единицей — модулем. Модульность наметки выявляется в прямоугольнсти формы с неизменной шири­ной (30-65 см) и длиной, которая зависела от комплекции женщины могла варьироваться. Художественный канон воплощен и в орнаменте наметок в виде полосы и ромбо­геометрического бордюра имея символическое содержание и симметрические горизонталь­ные линии, что воплощают семантику порядка и границы, неся в себе образ борозды земли и пространства, начала и конца. Это обусловлено общеславянской деятельностью населения Полесья — земледелием. Поперечное расположение бордюров связано с самой технологией ткацкого ремесла и художественным воплощением замысла мастеров народного творчества. На Полесье Беларуси и Украины распространены общие геометрические элементы орнамен­та: ромбы, ломаные линии, свастика, крест и восьмиконечная звезда-розетка. Ромбо­геометрические орнаментные бордюры, как утверждает исследователь [5], являлись одним из главных признаком текстильного канона. Ткани на наметки ткали техникой полотняного переплетения, дополняли браным орнаментом в виде декоративных полос («натыкание» бел., «підткання» укр.) и вышивкой набором («занизування» yκp., «ўперад іголку» бел.) с двух концов модуля полотна. Орнамент в ткачестве и вышивке часто был двухсторонним, что помогало носить и завивать наметку с двух сторон. Легкость орнаментального украше­ния, состоящего в основном из узких полосок красного цвета и мелкого геометрического орнамента, подчеркивала изысканность тонкого полотна. Для орнаметации тканей вышив­кой или ткачеством применяли хлопок белого, красного, синего, черного цветов, реже лен и шерсть. В конце XIX — начале XX века мастерицы Беларуси и Украины использовали фаб­ричные хлопчатобумажные нитки, сочетали их со льном и шерстью. Универсальный прием оформления полотна полосой, орнаментом имеет архаичность и у белорусов и украинцев до нашего времени в качестве основных структурно-образующих элементов и художествен­ных принципов композиции в народном творчестве [7, с. 90].

На белорусско-украинском Полесье формировалось и понятие о головном уборе, как символическом знаке и обереге. В наметках на Беларуси и Украине Полесья доминировал белый цвет. Семантика белой льняной наметки, которая сопровождала женщину от рожде­ния до смерти, являла защиту от нападок зла и содействовала опекунству высшей Божьей силы [1, с. 211]. В полотенечном головном уборе материал, характер украшения, колорит, способы завивания являлись обращением и связью с Божьей благодатью и духовной под­держкой. Генетически общей чертой в оформлении полотенчатого головного убора является бело-красное цветовое звучание, утонченность рисунка и декорирование несколькими крас­ными полосами ромбо-геометрического орнамента, что подчеркивает архаичность и симво­лизирует сочетания двух начал: белого (духовно-божественное) и красного (земного), кото­рые в народных поверьях олицетворяют добро и красоту. Наметки, которые носили женщи­ны во время траура украшались не красной полосой, а синей. Синий цвет — неба и воды, символизировал иной мир, и его присутствие в головном уборе содействовало переходу че­ловека в иной мир, служило целям духовной коммуникации с предками. В наметках исполь­зовали на полосах бордюров сочетание красного, синего и голубого, который иногда заме­няли вместо черного. В браных и вышитых набором красных орнаментах на наметках нитки синего и голубого цветов, черного цветов всегда использовали как дополнительные [5, с. 153]. На основные художественные традиции влияло совокупность технологических прие­мов и художественных способов изготовления полотна с узором, что создало художествен­ный канон. Общей традицией является круговое завивание головного убора. Круговое завя­зывание имело семантику защиты и акцентировало внимание на праздничный характер кос­тюма замужней женщины или невесты. Такой головной убор сложно завивался различными способами, соответствуя местным традициям на Беларуси и Украине.

Традиции головного убора наметка в народной одежде Полесья Беларуси и Ук­раины необходимо рассматривать как общее историко-культурное наследие региона Полесья в целом. Коллекции архаичных головных уборов — наметок сохраняются до нашего времени в фондах музеев Беларуси и Украины. Коллекция наметок хранится в Музее древнебелорусской культуры Государственного научного учреждения «Центр исследования белорусской культуры, языка и литературы» НАН Беларуси (г. Минск). Коллекция тканей Полесья, в том числе наметки, сохраняются также в Мозырском краеведческом музее (г. Мозырь), Брестском областном краеведческом музее (г. Брест), Государственном историко-культурном учреждении «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», Ельском краеведческом музее, Музее Белорусского Полесья (г. Пинск), Мо­гилевском областном краеведческом музее им. Е.Р. Романова и др. На Беларуси народ­ный мастер Степанида Степанюк вместе с дочерью возрождают традиции малоритского ткачества, в том числе наметку-«плат». Они создали Центр ткачества и дом-музей в селе Доропеевичи Малоритского района Брестской области.

Современными центрами сохранения и популяризации художественного дос­тояния региона Полесье на Украине являются Сарненский историко-этнографический, Ровенский областной краеведческий музеи, Корецкий исторический музей, Народный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» (г. Киев) и др. Кроме того, в селе Великие Межиричи Ровенской обл. Михаилом Слывинским был создан дом-музей де­коративно-прикладного искусства Полесья. В музее хранятся фондовые коллекции ста­ринных тканей, текстильных произведений, наметок, инструментарий для изготовления тканей Ровенской обл. Традиционные головные уборы актуальны и как элементы сце­нических костюмов на показах мод. 25 марта 2015 года на подиуме Ukrainian Fashion Week был представлен проект «Вытоки» — реконструкция аутентичных комплексов одежды Украины и головных уборов, в том числе, и региона Полесья, над которым ра­ботали украинские дизайнеры и исследователи Народного центра народной культуры «Музей Ивана Гончара».

Выводы

Полотенечный головной убор наметка региона Полесье является об­щим элементом и завершающим композиционным акцентом традиционного комплекса одежды Беларуси и Украины. Проанализированы и выявлены факторы эволюции раз­вития наметки, что обусловили формирования этого головного убора, как элемента культурного наследия народов двух стран. Художественные традиции проявляются в качестве структурного образования художественного канона в котором выделяется мо­дульное соотношение, что используется при изготовлении наметки и текстильных предметов, орнаменте в качестве композиционно-структурном и символическом со­ставлении, базовых техниках и технологиях текстильного изготовления, цветовых со­четаниях полотняного белого с красными узорами головного убора. Наметка имела практическую, оберегово-защитную функцию и воплощала в себе семантику соедине­ния человека с высшими силами. Полотенчатый головной убор наделен общим худо­жественным определенным семантическим содержанием, что имеет духовно­этническую связь между белорусами и украинцами.

Литература:

  1. Винникова. Μ. Н. Белорусская наметка — хранительница мировоззрения древних славян / Μ. Н. Вин­никова // Культура и время. — 2005. — № 4 (18) — С. 208 — 215.
  2. Дучыц, Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X — XIII ст. (паводле археал. звестак) / Л.У. Дучыц; Пад. рэд. Г. В. Штыхава — 2-е выданне — Мінск: Беларуская навука. 2001. — 80 с.
  3. Етнокультура Рівненського Полісся / Упор. В. П. Ковальчук. — Рівне: IUI ДМ, 2009. — 376 с.
  4. Зеленин, Д. К. Женские головные уборы восточных (русских) славян / Д. К. Зеленин // Журнал «Slavia», Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926. Главы 1-7. — С. 303-338.
  5. Лобачевская, О. А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации / О. А. Лобачевская. — Минск: Беларуская навука, 2013. — 530 с.
  6. Маслова, Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX века / Г. С. Мас­лова // Очерки народной материальной культуры русских, украинцев, и белорусов в XIX — начале XX века: Восточнослав. этногр. сб. — Минск: Изд-во АН БССР, 1956. — С. 541-757
  7. Стельмагцук, Г. Українські народні головні убори: монографія / Г. Стельмагцук. — Львів: Апріорі, 2013. — 276 с.

Автор: А.А. Кляповская
Источник: Национальные традиции в современном искусстве и художественном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 24-26 сентября 2019 г. — Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. — С. 50-54.