Гомельское отделение Могилевского православного Богоявленского братства в конце XIX — начале XX века

0
177
Гомельское отделение Могилевского православного Богоявленского братства в конце XIX — начале XX века

История развития братского движения второй половины XIX — начала XX века — одна из недоста­точно изученных проблем отечественной исторической науки. Не исключением является и Могилевское православное Богоявленское братство. Поэтому в данной работе нами предпринята попытка решить три задачи: 1) рассмотреть развитие Гомельского отделения Могилевского православного Богоявленского братства в конце XIX — начале XX века; 2) проанализировать направления культурно-просветительной работы указанного братского отделения в рассматриваемый период; 3) раскрыть благотворительность данного православного церковно-общественного объединения.

Развитие Гомельского отделения Могилевского православного Богоявленского братства в конце XIX-начале XX века

Гомельское отделение Могилевского православного Богоявленского братства было открыто 19 октября 1897 года в ознаменование коронации императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оно было учреждено в соответствии с постановлением совета Моги­левской епархиальной братской организации от 24 ноября 1896 года как опытное [1, с. 377]. Ко дню откры­тия был составлен устав, определен круг лиц, выступивших членами-учредителями (86 человек). Были из­браны члены управления, должностные лица, собрана довольно значительная сумма членских взносов — свыше тысячи рублей. Епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил передал в пользу вновь учреждае­мого объединения облигацию номиналом 100 руб. внутреннего 4,5 %-ного займа, князь Ф.И. Паскевич — 200 руб., княгиня И.И. Паскевич и Е.И. Балашева — по 100 руб. каждая. По 25 руб. пожертвовали гене­рал-майор А.А. Никитин и поручик 160-го пехотного Абхазского полка С.И. Антюшин. Суммы в раз­мере 10 руб. поступили также от А.Б. Станевича, протоиерея Григория Петрашени и епархиального миссионера Алексия Елеонского.

В члены управления были избраны княгиня И.И. Паскевич, В.В. Роменский, протоиерей Григорий Петрашень, священник Александр Грицкевич, А.Б. Станевич, П.Е. Егоров и генерал-майор А.А. Никитин. Кандидатами стали Т.С. Тернавский, А.П. Мельников, С.С. Уклонский, М.Д. Климов, а также священ­ники Алексий Елеонский, Феодор Страдомский и Иоанн Мамонтов. Функции председателя управле­ния были возложены на протоиерея Григория Петрашеню, его помощника П.Е. Егорова, казначея А.Б. Станевича и делопроизводителя — священника Александра Грицкевича [1, с. 378].

С целью привлечения внимания общественности к предстоящему торжественному открытию отде­ления в «Могилевских епархиальных ведомостях» в номерах 28-29 за 1-11 октября была помещена статья «Несколько слов к предстоящему открытию Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства». Автор публикации высказал надежду, что результаты вновь создаваемого братского объедине­ния будут видны не только в Гомельском районе, «но и могли бы послужить толчкомъ для открытія такихъ же отдЬленій и въ другихъ городахъ и густо населенныхъ местностяхъ Могилевской епархін» [1, с. 379].

Накануне открытия Гомельского отделения все члены-учредители были оповещены специальны­ми извещениями. Само открытие состоялось в доме городской управы.

Устав Гомельского братского отделения был утвержден епископом Могилевским и Мстиславским Мисаилом 27 сентября 1897 года [2]. Согласно уставу данное братское объединение создавалось для бо­лее успешного достижения тех же целей, которые были положены в основу Могилевской Богоявленской епархиальной организации, т.е. «духовно-просветительной и хриспански-благотворительной». Для вы­полнения указанных целей намечалось открыть библиотеку с бесплатной читальней для простого народа в Гомеле, основать приют с церковно-приходской школой с ремесленным отделением для маленьких детей, преимущественно из старообрядцев и «другихъ сектантовъ», организовывать церковные хоры в своем уезде. По мере необходимости планировалось в Гомеле открыть склад книг, брошюр и листков рели­гиозно-нравственного содержания и «предметовъ религюзно-историческаго» содержания для бесплатной раздачи народу и продажи их по возможно низким ценам. Предусматривалось также оказание содействия епархиальному миссионеру, выделение материальной помощи сиротам, обращенным из иудаизма, старооб­рядчества и других конфессий. Такой категории детей намечалось выдавать белье, одежду, обувь и другие необходимые вещи с учетом возможностей братского объединения [2, с. 248].

Гомельское отделение Могилевского Богоявленского братства находилось под покровительством правящего архиерея Могилевской епархии и состояло из лиц обоего пола, принадлежавших к православ­ному вероисповеданию. Не исключалось принятие пожертвований от лиц другой конфессии, сочувство­вавших целям братской организации. Такие благотворители могли войти в число членов-соревнователей.

Торжественность учреждения, начало деятельности закономерно вызвали на первых порах огром­ный интерес местного православного населения к братскому объединению. На 1 мая 1898 года в указан­ном обществе состояло 229 действительных членов и 4 сотрудника, которые внесли в пользу Гомельской православной церковно-общественной организации 1145 руб. 78 коп. [6, с. 129]. Рост численности чле­нов Гомельского братского отделения продолжался до 1901 года (табл. 1).

Таблица 1

Количество членов Гомельского отделения Могилевского православного Богоявленского братства в 1897-1904 годах

Разряды братчиков Годы
1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904
Почетные члены 0 0 5 4 4 4 4 3
Пожизненные члены 4 2 6 8 7 6 6 6
Действительные члены 122 202 107 134 134 59 124 97
Члены-соревнователи

(члены-сотрудники)

1 60 248 326 108 159 78 37

Всего

127 264 366 472 253 228 212 143

 

Источники: [4, с. 106; 5, с. 110; 6, с. 80; 7, с. 41; 8, с. 60; 9, с. 67; 10, с. 2].

Все братчики делились на четыре категории: почетных, пожизненных, действительных и членов-соревнователей (членов-сотрудников). Самой многочисленной группой были действительные члены и члены-соревнователи, а самой малочисленной — почетные. В числе последних состояли обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, князь Ф.И. Паскевич, княгиня И.И. Паскевич, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий. Звание почетных членов присваивалось только общим собранием братского отделения. Почетными членами становились лица, оказавшие особые услуги братскому отделению своими трудами, нравственным влиянием или «другимъ способомъ». За это они получали не только право присутствовать на заседаниях управления отделения, но возможность голоса при решении братских дел.

Пожизненными членами в рассматриваемый период были епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил, Е.И. Балашева, протоиерей Московской Свято-Сергиевской церкви Иоанн Виноградов, миссио­нер Могилевской епархии священник Алексий Елеонский, С.И. Антюшин, К.С. Бочков, Е.С. Лямина, Ф.Е. Баранов [6, с. 85]. Пожизненными членами в конце XIX века становились особы, пожертвовавшие в пользу Гомельского отделения не менее 50 руб. В 1910 году пожизнененным членом стал В.С. Бочков, внесший в пользу братства единовременно 100 руб.

Действительными членами становились братчики, вносившие ежегодно не менее одного рубля, или сделавшие единовременное денежное пожертвование на сумму, проценты с которой ежегодно со­ставляли указанный размер взноса. Кроме того, таковыми лицами считались особы, сделавшие значи­тельные пожертвования книгами, школьными принадлежностями и другими полезными вещами.

Лица, вносившие в братскую кассу ежегодно менее одного рубля, пополняли ряды членов-соревнователей. Таковыми считались также братчики, жертвовавшие вещи на незначительную сумму.

Средства братского отделения образовывали преимущественно членские взносы, пожертвования от неизвестных лиц, сборы по подписным листам. Они составляли обычно более половины всех денежных поступлений в братскую кассу. Небольшие средства поступали от продажи религиозно-нравственной лите­ратуры. Незначительные поступления составляли проценты с сумм, хранившихся в сберегательной кассе.

В целом, все средства Гомельского отделения делились на две части: неприкосновенный капитал и текущий — расходный. Неприкосновенный капитал образовывался из сумм, жертвуемых с целью их не­прикосновенности. Проценты с таких средств отделение могло расходовать по своему усмотрению.

Руководящими органами отделения являлись управление и общее собрание братчиков местного братского отдела. До 1909 года управление состояло из семи лиц. Члены управления избирались общим собранием братчиков. Должностные лица — председатель, его помощник, казначей и делопроизводитель — избирались членами управления. За выполнение своих обязанностей должностные лица не получали ни­какого вознаграждения.

Заседания управления братского отделения проходили один раз в три месяца. В случае необходи­мости члены управления могли собираться чаще. Для законности решения необходимо было присутст­вие председателя или его помощника, делопроизводителя и трех членов управления. Дела решались большинством голосов. При равенстве голосов мнение председателя или его помощника, в случае отсут­ствия руководителя, считалось решающим. Все постановления представлялись на утверждение местному епископу. Управление братского отдела определяло порядок делопроизводства, ведения приходо-расходных книг, заботилось об увеличении средств. Помимо этого, на нем лежало расходование текущих сумм в соответствии с целями братского отделения, составление отчетов и публикация приглашений к пожерт­вованиям. В круг обязанностей председателя управления входило: прием прошений о помощи, адресо­ванных на имя отделения; ведение официальных отношений с должностными лицами и различными уч­реждениями по делам отдела; сбор по повесткам членов управления; руководство заседаниями управле­ния и подпись всех исходящих бумаг.

В первые четыре года (по 4 октября 1901 г.) председателем управления был протоиерей Гомель­ского Свято-Петро-Павловского собора Григорий Петрашень. Управлять отделением ему помогали лица, принадлежавшие духовному сословию: епархиальный миссионер священник Алексий Елеонский и свя­щенник Гомельской Свято-Троицкой церкви Александр Грицкевич.

Казначей вел приходо-расходные и квитанционные книги отделения, принимал суммы и денеж­ные корреспонденции, осуществлял расход средств в соответствии с определениями управления, состав­лял экономические отчеты. В целом, он отвечал за всю экономическую составляющую деятельности от­деления. Канцелярскими же делами заведовал делопроизводитель управления. Он вел журналы заседа­ний управления, фиксировал все входящие и исходящие бумаги, составлял согласно определениям управ­ления ответные документы, готовил годичные отчеты Гомельского отделения.

Другим органом управления были общие собрания членов отделения, которые могли быть как го­дичными, так и экстренными. Последние созывались в случае необходимости решения особо важных дел. Очередные общие собрания проводились один раз в год в один из воскресных дней не позднее фев­раля. Для решения дел необходим был кворум в количестве 15 человек, имевших право голоса и прожи­вавших в Гомеле. В случае отсутствия кворума последующее собрание решало дела при любом количе­стве братчиков. На общих собраниях не все члены братства имели право решающего голоса. Таковым обладали почетные, пожизненные и действительные братчики. Что касается членов-соревнователей, то они могли лишь присутствовать на общих собраниях с правом совещательного голоса. Такое ограниче­ние прав указанной категории членов отделения, думается, не могло повлиять благоприятно на деятель­ность указанной братской организации. Ведь в отдельные годы члены-соревнователи составляли подав­ляющее большинство братчиков. И пренебрежение их мнением негативно воздействовало на заинтересо­ванность членов-соревнователей. Поэтому неудивительно, что в период с 1900 по 1904 год количество членов братства сократилось почти в 3,3 раза, а членов-соревнователей — в 8,8 раза! Ведь не каждый мог найти возможность ежегодно вносить один рубль в братскую кассу.

В компетенцию годичных общих собраний входило решение ряда важных вопросов. Например, избрание членов управления отделения, почетных братчиков, утверждение сметы расходов на предстоя­щий год, рассмотрение годичных отчетов, обсуждение вопросов и мероприятий, предлагаемых управле­нием. Решения на общих собраниях принимались большинством голосов. Позиция председателя собра­ния давала преимущество в случае равенства голосов.

Придерживаясь устава, Гомельское отделение в первое время сосредоточило свою активность на открытии библиотек-читален и распространении духовно-нравственной литературы. Для осуществления последней цели оно бесплатно раздавало народу книги, брошюры, листки, организовало книжную тор­говлю. С 1898 года стало организовывать внебогослужебные чтения на религиозно-нравственную тема­тику. Не забывалась также и благотворительность.

Издание 17 апреля 1905 года Закона «О веротерпимости» привело к активизации миссионерской дея­тельности неправославного духовенства. Это, по словам современников, привело к тому, что «устои церков­но-православного уклада стали расшатывать со всЬхъ сторонъ» [11, с. 779]. В новых создавшихся условиях возникла необходимость совершенствования методов работы. Поэтому общее собрание братчиков, состо­явшееся 9 мая 1907 года, постановило расширить свою работу. Было решено «выступить на путь годанія религюзно-нравственныхъ листковъ и книгъ» [2]. Также было предложено переработать устав отделения.

В 1907 году Гомельское отделение начало заниматься издательской деятельностью. В указан­ный год увидели свет четыре листка и брошюры, а именно: «Противъ обычая драться вербами», «Размышленіе въ Великш Пятокъ», «Учрежденіе Гомельскаго втаріатства, первый Гомельскій Епископъ, преосвященньйшш Митрофанъ и первыя его служенія въ Гомель», «ПосЬщеше г. Рогачева Его преосвященствомъ, ПреосвященнЬйшимъ Митрофаномъ, Епископомъ Гомельскимъ» [13, с. 57]. В сле­дующем году, испытывая финансовые трудности, Гомельское отделение отказалось от издания духовно — нравственной литературы.

Культурно-просветительная деятельность Гомельской братской организации в конце XIX — начале XX века. Организация библиотек-читален

Деятельность Гомельского отделения началась с открытия бесплатных народных библиотек-читален. Уже 23 ноября 1897 года было решено выписать на 100 руб. необходимое количество литературы. Большую помощь братству оказал правящий архиерей Мисаил, пожертвовавший 1220 экземпляров книг различного содержания [3, с. 129-130].

Первые бесплатные библиотеки-читальни были открыты согласно параграфу четвертому третье­го протокола постановления отделения от 25 января 1898 года в чайных Попечительства о народной трезвости в Гомеле и Белице. На их создание было выделено 554 экземпляра книг: в Гомель было пе­редано 424 книги, в Белицу — 130 [3, с. 130].

Двадцать девятого марта было принято решение об открытии двух библиотек-читален при чайных Попечительства о народной трезвости в Гомельском уезде: в с. Глубоцком и с. Бобовичах. Для организа­ции туда были препровождены книги: для первой из них 121 книга, второй — 122 книги [3, с. 130].

В первый год своего существования Гомельское отделение обратило внимание и на создание биб­лиотечных учреждений миссионерской направленности. Согласно предписанию епископа Могилевского и Мстиславского Мисаила от 15 апреля 1898 года были открыты две библиотеки-читальни «спеціальнаго противусектантскаго содержанія» в селах Ути и Иваки, где был обнаружен штундизм [3, с. 130]. На указан­ные цели в с. Ути было передано 197 экземпляров книг, в с. Иваки — 199. В том же году была учреждена библиотека-читальня в Ветке, на организацию которой было пожертвовано 500 экземпляров книг [4, с. 107].

Если книжный фонд первых четырех библиотек-читален состоял из литературы различного со­держания (например, религиозно-нравственного, исторического, брошюр по земледелию, гигиене), то в последних трех — преимущественно из книг противосектантской направленности. По отзывам современ­ников, все книги отличались «популярностью изложешя, серьезностью содержанія, общепонятностью и доступностью» [5, с. 112].

В 1898 году Гомельское отделение впервые обратило внимание на открытие уличных библиотек-читален (витрин). На эти цели оно ассигновало священнику Ивакского храма 20 руб. [4, с. 107]. В 1899 году настоятелю указанной церкви, священнику Платону Гошкевичу, было выдано 600 экземп­ляров Троицких листков и 100 брошюр для бесплатной раздачи народу и обновления материалов в указанной библиотеке [5, с. 112].

Учитывая пользу бесплатных библиотек-читален и их популярность среди простого народа, управление отделения старалось открыть таковые и в других многолюдных местах Гомельского уезда. В 1899 году было открыто дополнительно четыре новые библиотеки-читальни в следующих населенных пунктах: 1) м. Хальч (6 ноября 1899 г.); 2) м. Носовичах; 3) г. Гомеле — при второй чайной Попечительст­ва о народной трезвости; 4) д. Старая Мильча при местной церковно-приходской школе. На организацию указанных библиотечных учреждений было использовано 692 книги, а именно: в м. Хальч было выслано 173 книги, м. Носовичи — 140, г. Гомель — 242, д. Старая Мильча — 137 [5, с. 111]. Помимо этого, управ­ление отделения на своем заседании, состоявшемся 12 декабря 1899 года, постановило открыть уличную библиотеку-читальню в Поколюбичах. Местному священнику Филиппу Пясковскому было поручено заказать для этой цели рамы, а счет для оплаты предоставить в отделение [5, с. 111]. В итоге организация Поколюбичской уличной библиотеки-читальни обошлась братству в 15 руб. [6, с. 81].

Отделение, руководствуясь своим постановлением от 14 мая 1900 года, открыло в этом же году библиотеку-читальню при гомельской тюремной Свято-Александро-Невской церкви, выделив для ее организации 130 экземпляров книг для чтения их заключенными. На средства братского союза был также сделан шкаф для хранения книг [6, с. 80].

Учреждая новые библиотеки-читальни, управление Гомельского отделения заботилось о пополне­нии книжного фонда уже существовавших в то время библиотечных учреждений. Так, в 1899 году по предложению правящего архиерея Могилевской епархии Мисаила братский союз передал толкование епископа Михаила в 5 томах на Евангелие и Апостолов в библиотеки, находившиеся в м. Ветке, с. Ути и Иваки [5, с. 112].

Открытые библиотеки вызвали огромный интерес у грамотных крестьян. Они посещали читальни, брали на дом книги. Если в Глубоцком, Ути, Гомеле, Хальч население интересовалось различными кни­гами, то в Бобовичах — литературой преимущественно религиозно-нравственного содержания. В некото­рых местах наблюдалось массовое чтение книг. Так, по заявлению заведующего гомельской библиотекой при второй чайной Попечительства о народной трезвости Курошко количество читателей в 1899 году было так велико, что запись их было вести «очень трудно» [5, с. 111]. Всего с 19 октября 1897 года до 1901 года Гомельское братское отделение открыло 14 библиотек-читален (из них две уличных), передав им бесплатно 3690 экземпляров книг различного содержания [6, с. 81]. В 1901 году братское объедине­ние сосредоточило свое внимание на пополнении книжного фонда открытых библиотечных учреждений. Было передано 47 экземпляров книг различного содержания в тюремную библиотеку. В соответствии со списком местного епархиального миссионера было выписано по 24 экземпляра книг в противосектант­ские библиотеки-читальни в Ути и Иваки [14, с. 66].

В 1902 году Гомельское братское отделение вновь перешло к устройству новых библиотек в тех местах, где ощущалась «настоятельная потребность». Согласно параграфу четвертому постановления управления от 27 января 1902 года была открыта уличная библиотека в селе Кузьминичи Гомельского уезда. На эти цели было израсходовано 15 руб. В соответствии с параграфом третьим постановления управления от 4 апреля на средства, пожертвованные епископом Могилевским и Мстиславским Мисаилом, была открыта библиотека в населенной староверами слободе Марьино при местной церковно­приходской школе, куда было выдано 117 книг главным образом «противораскольническаго» содер­жания. Согласно указанному постановлению были организованы также библиотеки -читальни в дерев­нях Уваровичи и Семеновка при церковно-приходских школах. В первую из них было пожертвовано 86 книг, во вторую — 82 [15, с. 80].

Не забыло братское отделение в указанный год и о пополнении ранее открытых библиотечных уч­реждений. В 1902 году в местечко Хальч передано 25 экземпляров книг в соответствии с параграфом первым постановления от 4 апреля. Всего в период с 1897 по 1902 год было создало 18 библиотек, из них три уличных (табл. 2).

Таблица 2

Перечень библиотек, созданных Гомельским отделением Могилевского православного Богоявленского братства в 1898-1903 годах

Годы Населенные пункты, где были открыты библиотеки-читальни Количество открытых библиотек
1898 Гомель, Белица, Глубоцкое, Бобовичи, Уть, Иваки, Ветка 8
1899 Гомель, Хальч, Носовичи, Старая Мильча, Поколюбичи 5
1900 Гомель 1
1901 0
1902 Марьино, Уваровичи, Семеновка, Кузьминичи 4
1903 0

Всего

18

 

Источники: [4, с. 107; 5, с. 111-112; 6, с. 80-81; 14, с. 66-67; 15, с. 80].

Сотрудниками читален служили лица, работавшие в учреждениях, при которых создавались дан­ные заведения. Библиотекари в первое время выполняли свои обязанности бесплатно. Лишь в 1900 году им было выдано пособие, общая сумма которого составила 40 руб. [6, с. 83]. В следующем году они по­лучили 30 руб. [14, с. 67].

В целом за десять лет существования отделения было открыто в Гомельском уезде при церквах и школах 18 библиотек-читален с 3500 экземплярами книг религиозно-нравственного содержания.

Бесплатное распространение литературы

Гомельский братский союз не только учреждал биб­лиотеки, но и занимался распространением литературы. Так, по просьбе священника тюремной церкви Гомеля отделение выдало 15 декабря 1897 года 170 экземпляров книг для чтения заключенным. Через полтора месяца, 25 января 1898 года (согласно третьему параграфу протокола № 3) в ответ на просьбу Могилевской духовной консистории отделение постановило выслать в Утевский приход 170 книг религиозно-нравственного содержания и 525 крестиков для бесплатной раздачи народу. На такие же цели 29 марта (согласно второму параграфу протокола № 5) было передано епархиальному миссионе­ру 450 экземпляров составленной братским союзом брошюры «РТшеніе пяти трудныхъ для глаголемыхъ старообрядцевъ вопросовъ о Церкви Христовой» [3, с. 130].

Наибольшее количество литературы было роздано в 1899 году — 3211 экземпляров листков и бро­шюр [5, с. 114]. Больше всего её распространялось в храмовые праздники. Например, в указанные дни в 1899 году в Гомельском Свято-Петро-Павловском соборе, Гомельской Свято-Троицкой церкви и Белиц­ком Свято-Александро-Невском храме было бесплатно роздано богомольцам 1600 экземпляров Троиц­ких листков и 50 брошюр. Для проведения аналогичного мероприятия в 1899 году в местечко Хальч бы­ло выслано 100 экземпляров Троицких листков и 100 брошюр [5, с. 112].

Порой листки и брошюры бесплатно раздавались во время продажи книг в часовне Свято-Петро­Павловского собора. Например, в 1900 году таким способом было распространено 300 листков, книг и брошюр [6, с. 81]. Временами литература просто раздавалась посетителям чайных Попечительства о на­родной трезвости.

Часть литературы передавалась лицам, оказавшим содействие братству. Так, с целью поощрения правильного и благоговейного чтения в церквях, поддерживавшего религиозное настроение богомоль­цев, Гомельское отделение согласно постановлению своего управления от 1 августа 1899 года наградило 158 экземплярами Нового Завета лучших и усердных чтецов уезда, отмеченных приходскими священниками. Книгами Нового Завета были награждены также два заведующих братскими библиотеками-читальнями: сиделец второй чайной Попечительства о народной трезвости в Гомеле Курошко и сиделица Белицкой чайной Владычанская. Заведующий книжным братским складом при Свято-Петро­Павловском соборе В.А. Шевелев, «несущш трудныя обязанности пріема, выдачи, сортировки и прода­жи книгъ», был награжден Библией [5, с. 113].

Рассматриваемый вид деятельности постепенно стал сокращаться с 1900 года, а в 1902-1903 годах Гомельское отделение вообще отказалось от бесплатного распространения литературы (табл. 3). Думает­ся, это было вызвано тем, что братский отдел в начале XX века перестал получать значительные пожерт­вования книгами. В последующее время Гомельская братская организация все-таки вернулась к данному виду деятельности.

Таблица 3

Количество литературы, бесплатно розданной Гомельским братским отделением в 1897-1903 годах

Годы 1897-1898 1899 1900 1901 1902 1903
Количество бесплатно розданных экземпляров книг, брошюр, листков 790 3211 1091 821 0 0

 

Источники: [4, с. 107; 5, с. 112-113; 6, с. 81; 14, с. 66; 15, с. 80-81; 16, с. 85-87].

Необходимо отметить, что за первые десять лет существования отделения было бесплатно роз­дано народу около 13000 книг, брошюр и листков.

Организация книжной торговли

В первый год существования Гомельское братское отделение организовало книжную торговлю в двух местах города Гомеля: в часовне местного Свято-Петро­Павловского собора и при чайной Попечительства о народной трезвости. Заботясь о более широком рас­пространении полезных для народа книг, отделение делало незначительные надбавки на продаваемую продукцию. В результате чистая прибыль была незначительна. Так, несмотря на то, что к 1 мая 1898 года было продано 1037 экземпляров книг различного содержания, отделение получило чистой прибыли лишь 1 руб. 62 коп. [3, с. 131]. С продажи 1289 экземпляров книг, брошюр и листков религиозно-нравственного содержания к 1 января 1899 года было получено чистой прибыли 3 руб. 55 коп. [4, с. 107]. Причем со второго года книжная торговля проводилась только в часовне Гомельского Свято-Петро-Павловского храма. Наибольшее количество книг Гомельским отделением было продано в первые полтора года его существования.

С целью распространения в деревнях предметов «религюзнаго почитатя» отделение на своем заседа­нии 21 января 1898 года постановило выписать на 60 руб. крестиков и иконок для организации их продажи в некоторых селах Гомельского уезда при местных церквях. В связи с этим был даже сделан запрос о высыл­ке образцов в мастерскую серебряных и бронзовых изделий Романова, расположенную в с. Красном Кост­ромской губернии [3, с. 131]. Думается, данное начинание Гомельского братского отдела не получило даль­нейшего развития, так как в последующих отчетах ничего не говорилось об устройстве торговли при храмах.

В 1903 году продажа книг стала осуществляться при помощи книгоноши. За сравнительно короткий период времени (полтора месяца) он смог продать 657 книг и брошюр на сумму 29 руб. 24 коп. [16, с. 86].

Продавцами религиозно-нравственной литературы служили лица, работавшие в учреждениях, при которых создавались братские заведения. Так, книжную торговлю в часовне Гомельского Свято-Петро­Павловского собора в 1897-1898 годах осуществлял Шевелев, который заведовал одновременно прода­жей свеч. Лица, отвечавшие за продажу братской литературы, получали в 1898 году жалованье: Шевеле­ву и Кузьмину, работавшему при первой чайной Попечительства о народной трезвости в Гомеле, ежеме­сячно выдавалось по 3 руб. [3, с. 131]. В последующие годы в статьях расхода не было упоминания о вы­платах данным лицам.

В целом, в течение 1897-1906 годов Гомельским отделением Могилевского Богоявленского брат­ства было продано около 5000 экземпляров различной литературы на сумму, составлявшую около 200 руб.

Организация внебогослужебных чтений

В целях «религюзно-нравственнаго развнтія православнаго населенія» Гомельское отделение организовывало внебогослужебные чтения. Впервые оно обрати­ло внимание на их устройство в 1898 году и в указанный год ассигновало двум священникам Гомельско­го уезда 100 руб. на приобретение «волшебныхъ фонарей» (проекционных аппаратов) для проведения собеседований с народом [4, с. 108]. Через год братский отдел выделил священнику Ивакского храма на подобные цели и приобретение «картинъ» (слайдов) 30 руб. [6, с. 83]. В 1901 году на организацию меро­приятий указанного типа было передано 28 книг священнику Ново-Громыкской церкви и 6 книг — свя­щеннику Ереминского храма [14, с. 66].

С 1900 года с разрешения и благословения епископа Мисаила (в соответствии с его резолюцией от 19 апреля 1900 года за № 1530) Гомельское отделение стало проводить внебогослужебные чтения по воскресным и праздничным дням поочередно то в Свято-Петро-Павловском соборе, то в Свято-Троицкой церкви. Проводились чтения местным духовенством и жившими в то время в Гомеле лицами, получив­шими богословское образование, по программе, утвержденной епископом Могилевским и Мстислав­ским. С 1901 года к устройству чтений стали привлекаться светские лица [14, с. 67].

Перед проведением указанных мероприятий обычно совершались торжественные вечерни, сопро­вождаемые стройным пением хоров указанных церквей. Предметом чтений были жития святых, объяс­нение богослужений православной церкви и символа веры, история христианской церкви.

Временами подобные мероприятия проводились в рамках общегородских торжеств. Так, во время празднования 300-летия кончины князя К.К. Острожского 17 февраля 1908 года в зале городской думы было организовано чтение в его память. Проводил чтение председатель местной братской организации священник Феодор Жудро. Накануне данного мероприятия была совершена панихида, а сами чтения со­провождались церковными песнопениями, исполняемыми хором певчих Свято-Троицкой церкви. Было прочитано Н.П. Адамовым стихотворение А.Н. Майкова, посвященное западно-русским братствам. По­сле чтения присутствующим лицам были розданы брошюры о князе К.К. Острожском, изданные Вилен­ским Свято-Духовским братством [17].

По словам современников, «отличаясь простотою и общедоступностью, религюзно-нравственныя чтенія оказывали несомненно весьма благотворное вліяніе на слушателей» [6, с. 82]. Посещал чтения, главным образом, простой народ. В среднем на каждом подобном мероприятии собиралось от 300 до 500 человек.

С целью правильной организации указанных мероприятий в 1901 году на основании параграфа четвертого постановления общего братского собрания от 18 февраля была образована специальная ко­миссия в составе С.С. Уклонского, М.Д. Климова и священников Феодора Жудро, Феодора Страдомского и Павла Левашева. Комиссия точно определяла количество чтений в году, составляла программу, рас­сматривала и рекомендовала руководства для проведения данных мероприятий. В течение 1900 года бы­ло проведено 17 чтений, в 1901 — 45, в 1902 году — 35 [14, с. 67; 15, с. 81].

С целью увеличения средств, необходимых для проведения внебогослужебных мероприятий, с раз­решения могилевского епископа Мисаила с 1901 года Гомельским отделением стали проводиться духовные концерты. Первый такой концерт был организован в указанном году. В его организации участвовали свя­щенник Александр Грицкевич, М.Д. Климов и П.В. Степанов. Были приглашены четыре хора: Гомельского Свято-Петро-Павловского собора, Гомельской Свято-Троицкой церкви, духовно-училищного храма и Поколюбичской церкви — под управлением их регентов, а именно: диакона К. Ярошевского, Ф.К. Войтенко и священников Семенова и Филиппа Пясковского. Состоявшийся духовный концерт дал 310 руб. 37 коп. чистой прибыли [14, с. 67]. Учитывая предыдущий успех, в 1902 году было устроено уже два духовных концерта: 3 и 25 марта. Но они дали лишь 124 руб. 55 коп. чистой прибыли [15, с. 81]. В следующем году подобный концерт был проведен 25 марта. Было получено 182 руб. 25 коп. чистой прибыли [16, с. 86].

Благотворительная деятельность

Занималось Гомельское отделение Могилевского Богоявлен­ского братства и благотворительностью, тесно связанной с просветительной работой. Братчики оказыва­ли материальную помощь преимущественно тем бедным школьным учителям, кто прилежно занимался обучением детей и заботился об устройстве церковных хоров. В течение первого полугодия существова­ния Гомельское братское отделение выдало пособия 10 наставникам на общую сумму 150 руб., второго — 4 учителям на общую сумму 70 руб. [6, с. 131]. На аренду помещения в 1898 году школе грамоты в д. Осовцы было выделено 10 руб., а двум священникам на приобретение «волшебныхъ фонарей» для устройства собеседований с народом — 100 руб. [4, с. 108]. Помощь нуждающимся учителям оказывалась и в последующее время (табл. 4).

Таблица 4

Количество учителей, получивших пособия от Гомельского братского отделения в 1897-1903 годах

Годы 1897-1898 1899 1900 1901 1902 1903
Количество учителей, получивших пособие 14 3 2 1

 

Источники: [4, с. 108; 5, с. 113; 6, с. 82; 14, с. 67; 15, с. 81-82; 16, с. 86].

Выделялись деньги до 1901 года и на аренду помещения под школу грамоты в д. Осовцы. В целом за десять лет существования отделения была оказана помощь церковно-приходским школам в размере около 400 руб.

С 1900 года благотворительная деятельность Гомельского отделения расширилась. Братский отдел стал помогать псаломщикам, усердно занимавшимся церковным пением, а также некоторым церковным хорам. В указанный год материальную помощь получили три псаломщика, а также четыре церковных хора: гомельскому соборному и Свято-Троицкому было выдано за пение во время проведения внебогослужебных чтений 50 руб., Руденецкому и Поколюбичскому — 35 руб. [6, с. 82-83]. В следующем, 1901 году гомельские церковные хоры получили 135 руб., в 1902 году — 197 руб. 50 коп. [14, с. 67; 15, с. 81]. Также в 1901 году было выделено 20 руб. наблюдателю церковно-приходских школ Гомельского уезда священнику Андрею Курневичу на приобретение письменных принадлежностей для двух школ: Бартоломеевской и Ново-Закружской [14, с. 67]. В целом за десять лет существования отделения псаломщики и учителя, организо­вавшие церковные хоры, были награждены денежными пособиями, общая сумма которых составила око­ло 1200 руб., а также различными книгами на сумму 150 руб.

Оказывалась помощь братством и беднякам. По словам современников, «насколько позволяли сред­ства, оно шло на встречу истинной нуждЬ и горю». В течение первого полугодия существования брат­ской организации было удовлетворено четыре просьбы о помощи на общую сумму в 100 руб., во втором полугодии 1898 года — девять просьб на сумму 130 руб. [3, с. 131]. В течение 1899 года в управление от­деления было подано 25 прошений о пособии (в том числе трех учителей школ грамоты), которые не остались неудовлетворенными: Гомельское объединение оказало единовременную помощь нуждающим­ся лицам на сумму 278 руб. [5, с. 113]. С 1900 по 1903 год общая сумма пособий стала ежегодно возрас­тать (табл. 5). За десять лет существования братского отделения было выдано пособий беднякам в разме­ре около 3000 руб.

Таблица 5

Размер помощи, оказанной Гомельским отделением нуждающимся лицам в 1897-1903 гг.

Годы 1897-1898 1899 1900 1901 1902 1903
Общая сумма помощи нуждающимся лицам (руб.) 230 278 115 116,5 194,95 320,38

 

Источники: [4, с. 108; 5, с. 113; 6, с. 83; 14, с. 67; 15, с. 81-82; 16, с. 86].

Испытывая недостаток средств, Гомельское отделение с 1900 года в некоторых случаях отказыва­ло просителям, учитывая тот факт, что они уже получили пособия раньше. Однако в случаях, «не терпящихъ отлагательства», на основании параграфа четвертого протокола общего братского собрания, состо­явшегося 31 января 1899 года, пособия нуждающимся лицам могли выдаваться немедленно после рас­смотрения прошений председателем и казначеем отделения. Затем после выдачи пособия расход зано­сился в протокол ближайшего заседания братского управления [6, с. 83]. Учитывая важное значение ока­зания своевременной помощи, управление отделения 11 сентября 1902 года предоставило приходским священникам города Гомеля право при исправлении ими треб выдавать из братских средств в случаях крайней нужды единовременно не более 5 руб. [15, с. 82].

В годы русско-японской войны 1904-1905 годов отделение израсходовало на нужды, связанные с войной, около 300 руб. Например: Красному Кресту было передано 100 руб.; на усиление флота — 50; на белье больным и раненым военнослужащим — 30 руб.

Благотворительная деятельность Гомельского братского отделения находила сочувствие у местного уездного духовенства. Так, с целью увеличения средств 6 мая 1898 года в зале городского общественного собрания состоялся духовный концерт церковного хора с. Поколюбичи под руководством местного свя­щенника Филиппа Пясковского [3, с. 132]. От продажи билетов было выручено 51 руб. 46 коп. [4, с. 108]. В свою очередь певчие Поколюбичского хора были отмечены книгами.

В городе Гомеле в 1897 году было создано отделение Могилевского православного Богоявленского братства. На протяжении всего своего существования Гомельское православное братское объединение активно занималось культурно-просветительной работой, благотворительностью. Братским союзом было создано большое количество библиотек, литература которых, по словам современников, чита­лась с большим интересом и приносила «несомненно великую пользу народу». Занимался Гомельский брат­ский союз также распространением книг, брошюр, листков духовно-нравственного содержания, организаци­ей внебогослужебных чтений, изданием духовно-нравственной литературы. Оказывалась помощь как не­имущим лицам православного вероисповедания, так и учителям, псаломщикам, отличившимся в преподава­нии церковного пения. В целом, вся деятельность братского объединения на территории Гомельщины в рас­сматриваемый период была направлена на укрепление позиций Русской Православной церкви.

Литература

  1. Несколько слов к предстоящему открытию Гомельского отделения Могилевского Богоявленского брат­ства // Могилевские епархиальные ведомости. — 1897. — N° 28-29 (часть неофициальная). — С. 377-379.
  2. Устав Гомельского отделения Могилевского церковного Богоявленского братства // Могилевские епархиальные ведомости. — 1897. — № 28-29 (часть официальная). — С. 247-253.
  3. Отчет о деятельности Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства с 19 октября 1897 г. по 1 мая 1898 года // Могилевские епархиальные ведомости. — 1898. — № 17 (часть официаль­ная). — С. 129-132.
  4. Гомельское отделение Могилевского церковно-православного Богоявленского братства, открытое в ознаменование св. коронования их Императорских Величеств; его состояние и деятельность с 19 ок­тября 1897 г. по 1 января 1899 г. // Могилевские епархиальные ведомости. — 1899. — № 11-12 (часть официальная). — С. 106-109.
  5. Гомельское отделение Могилевского церковно-православного Богоявленского братства (второй год су­ществования) // Могилевские епархиальные ведомости. — 1900. — № 9 (часть официальная). — С. 110-118.
  6. Отчет о состоянии и деятельности Гомельского отделения Могилевского церковно-православного Богоявленского братства за 1900 год (третий год существования) // Могилевские епархиальные ве­домости. — 1901. — № 9 (часть официальная). — С. 80-88.
  7. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского церковно-православного Богоявленского братства за 1901 год (19-я годовщина братства) // Могилевские епархиальные ведомости. — 1902. — № 9-10 (часть официальная). — С. 40-45.
  8. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского церковно-православного Богоявленского братства за 1902 год (20-я годовщина братства) // Могилевские епархиальные ведомости. — 1903. — № 9-10 (часть официальная). — С. 59-79.
  9. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского церковно-православного Богоявленского братства за 1903 год (21-я годовщина братства) // Могилевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 12 (часть официальная). — С. 66-76; № 13 (часть официальная). — С. 79-85.
  10. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского церковно-православного Богоявленского братства за 1904 год (22-я годовщина братства) // Могилевские епархиальные ведомости. — 1905. — Приложе­ние к № 11 (часть официальная). — С. 1-19.
  11. Торжество православия в г. Гомеле (29 сентября — 1 октября 1909 г.) / N. // Могилевские епархи­альные ведомости. — 1909. — № 21 (часть неофициальная). — С. 779-787.
  12. Г[рицкевич]. Краткий очерк деятельности Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства со времени его учреждения / Г[рицкевич] // Вестн. Виленского Св.-Духовского братства. — 1907. — № 7. — С. 145.
  13. Жудро, Ф.А. Город Гомель (Могилевской губ.) с 68 автотипиями / Ф.А. Жудро, И.А. Сербов, Д.И. Довгялло. — Вильно: Сев.-Зап. отд. Импер. Русского географического о-ва, 1911. — 61 с.
  14. Деятельность двух отделений братства — Гомельского и Мстиславского. Гомельское отделение // Могилевские епархиальные ведомости. — 1902. — № 9 (часть официальная). — С. 66-68.
  15. Деятельность двух отделений братства — Гомельского и Мстиславского. Гомельское отделение // Могилевские епархиальные ведомости. — 1903. — № 9-10 (часть официальная). — С. 80-82.
  16. Краткий очерк деятельности двух братских отделений — Гомельского и Мстиславского за 1903 г. Гомель­ское отделение // Могилевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 13 (часть официальная). — С. 85-88.
  17. Хроника церковно-общественной жизни. Гомель. Мог. г. // Вестн. Виленского Свято-Духовского братства. — 1908. — № 6. — С. 126.

Автор:  С.М. Восович
Источник: Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A, Гуманитарные науки: научно-теоретический журнал. – Новополоцк: ПГУ, 2014. – № 1. – С. 74-82.