Заговоры из тетрадей Екатерины Евдокимовны Чуешковой

0
158
Заговоры из тетрадей Екатерины Евдокимовны Чуешковой

Одним из направлений экспеди­ционной работы Ветковского музея старообрядчества и бело­русских традиций им. Ф. Г. Шклярова является фиксация и сбор этнографи­ческих и фольклорных текстов. Не по­следнее место в этом плане занимают за­говоры. В нашей традиции их называют шоптамі, шаптаньнямі, молитвами, сціхамі.

Наши информанты имели различную степень осведомленности о традиции. Это женщины, которые знают и исполь­зуют один-два текста, а также у которых хранятся записи, сделанные от стар­ших домашних либо односельчанок — отдельные листы, тетради и даже целые рукописные собрания текстов самых разных жанров. Среди них встречаются богослужебные и апокрифические тек­сты, псалмы и духовные стихи, заговоры, которые записывались в течение многих лет и даже десятилетий. Часто благодаря этим записям сохраняется то, что не смогла бы сохранить человеческая па­мять, поскольку к заговорам (в отличие от песен и частушек, которые находятся в более-менее активном пользовании носителей традиции) обращаются окка­зионально, «по случаю»; возможно, к не­которым из них не обращались никогда. Часто их записывают непосредственно для себя: во всех текстах из одной тетра­ди объект может обозначаться именем женщины, которая их записала. Так, во многих заговорах, которые приводятся в этой публикации, он в разных вариан­тах обозначен именем Екатерина: «у рабы Божей Екатерины», «у р. Божие Кати», «з р. Кати», «р. Б. Е.», «р. Божей К.», «рабо божие Екатерине».

Для данной публикации были выбра­ны тексты, переписанные из тетрадей, принадлежащих жительнице д. Дани­ловичи Ветковского района Гомельской области Екатерине Евдокимовне Чуешковой. Екатерина Евдокимовна, или, как ее звали в деревне, баба Катя, родилась в 1931 г. в Даниловичах, где и прожила всю жизнь, работала телятницей, вы­растила троих детей, умерла в 2010 г. От нее кроме заговоров я записал сведения о некоторых календарных обрядах и об­рядах семейно-бытового круга, рассказы о святых Николае и Юрии, об обряде «Свеча», об особенностях церковной жизни Даниловичей. Всего из ее те­традей мной было переписано более 50 текстов1. Об их происхождении она рассказывала: «Дзегцярова Надзежда з Пыхані. Яна мне давала цітрадзь»; «Варка з Юркавіч [дала]»2; «Хлапец быў малады. <…> У нашай цэркві хадзіў пець. <…> Дак ён мне даў ету малітву» (см. № 8).

По словам местного библиотекаря Владимира Николаевича Романцова, она была из тех людей, которые легко идут на контакт; разговаривают, ис­пользуя уменьшительно-ласкательные формы. Была глубоко верующей, ходи­ла в церковь практически до последне­го, пела в церковном хоре. «Шептала» она только близким друзьям и детям.

Безусловно, записи далеко не идеаль­ны с точки зрения правил орфографии и пунктуации. В глаза бросаются от­сутствие заглавных букв, знаков пре­пинания, разделения на абзацы, разного рода орфографические огрехи. Особен­но это проявляется в наших условиях белорусско-русского двуязычия. При подготовке текстов к публикации я ре­шил сохранить все особенности.

Когда по моей просьбе Екатерина Евдокимовна озвучила некоторые из записей, оказалось, что она не копирует голосом письменные тексты, а пользу­ется написанным как существующим в определенной знаковой системе, ко­торая позволяет ей при чтении с листа произносить их по законам разговорной речи, существующим в ее деревне.

Все названия даны по тетрадям. В от­дельных случаях приводится перевод названий на русский язык в квадратных скобках. Комментарии Е. Е. Чуешковой, не имеющие соответствия в письменных текстах, даются курсивом.

  1. Чтоб живность водилась

Первый или последни в семье моют ноги до колен, затем ставят эту воду на дворе, чтобы отразились звезды и месяц, сесть на корточки и сказать три раза

Ты месяц брат будь мне сват сосватай мне коней, свиней, курей и всякую жив­ность Аминь. Как эти звезды роятся Так у меня пусть плодятся кони, свиньи, овцы, куры и всякое живность

На 77 замков замыкаю
На 77 замков запираю
Слово моё да воскреснет

[Прочла по тетради:] Первы ілі паследні ў сям’е мыіт ногі да кален, зацем ставіць эту ваду ва дварэ, штобы атражалісь звёзды і месяц. Стань на фортачку і гавары тры разы.

Ты, месяц брат, будзь мне сват, сасватай мне каней, свіней, курэй і ўсякую жыўнасць. Амінь. Как эты звёзды рояцца, так ў міне пусць і плодзяцца коні, свіні, овцы, куры і ўсякая жыўнасць. На семсят сем замкоў замыкаю, на семсят сем замкоў запіраю. Слова маё крэпка.

  1. Чтобы куры неслись

В чистом поле в тёмной долине в тумане прывеликом ходят птицы. Великие несут­ся они плодовито. Так бы у р. Божие (Кати) куры неслись много слово мое крепко

Читают на яйце затем его скармливают цыплятам.

[Прочла по тетради:] У чыстым поле, у цёмнай даліне, у прывялкім тумане ходзяць пціцы вялікія. Нясуцца аны, плодзюцца. Так і ў раба Божага куры штоб няслісь многа. Слова маё крэпка.

Чытаць над яйцом. Зацем скармліваць куранятам.

  1. От малака [для молока]

Зара зараница Божия памашница па небу гуляла ключы патеряла месячка взашёл ключи не нашёл а сонейко взошло клю­чи знайшло Божей козачки у суставы сила а в вымя малочко прыбыло

[Прочла по тетради:] Ты, зара-зараніца, Божжая памашніца, па небу гуляла, ключы пацірала, а месячка ўзайшоў, ключы ні найшоў, а солнышка ўзайшло, ключы найшло, Божжай козачцы ў суставы сіла, а ў вымца малачко прыбыло.

  1. От скулы

На море на лукамори Дуб на 12 какатов там 12 сестёр на берёзи сталы застилают кубки наливают в р Б (имя или скотины) скулу в гости дажидают скулы урошные приговорные придумные прыгадныя чужи чужанина и своего семьянина. Скулы рожы скулу залатухи скулы экземы сибе в гости дажидают скула скуловица белая беловица жолтая жалтавица синяя синявица красная красавица черная черновица выкотись ты зернышкам перышкам с костей з мощей сухих печей со всех жил испод жил з ру­мяного лица с ясных вочей с чорных бров з ратового сердце галовы з вушей из носа из рота из губ из зуб тут табе не гулять не быть костей не ломать серце не рушить жил не томить тело не сушить и не рушить колола крушила знобила покуль моего духа не чула Господняя помащ мой дух прылюби мой дух

[Прочла по тетради:] На моры, на Лукамор’і дуб на дзвінаццаць какатоў. Там дзвінаццаць сясцёр на беразе сталы засцілалі, кубкі налівалі (там імя нада, мож­на і ад ската, можна і людзям гаварыць), скулу ў госці дажыдалі.

Скула ўрачная, скула прыгаворная, прыдумная, прыгадная, ад чужога чужаніцы, ад свайго сімьяніна, скула-рожа, скула-залатуха, скула-ікзема, скулы іншыя себе ў госці дажыдаюць.

Скула-скуліца, белая беліца, жоўтая жоўтавіца, сіняя сінявіца, красная красавіца, чорная чэрнявіца, выкацься зёрнышкам, перушкам с касцей, з машчэй, з сухіх пячэй, са ўсех жыл, паджыл, з румянага ліца, з ясных вачэй, з чорных бравей, з ратавога серца, з галавы, з вушэй, із носа, із рота, із губ, із зуб.

Тут цібе ні гуляць, ні быць, касцей ні ламаць, серца ні рушыць, жыл ні таміць, цела ні сушыць. Калі крушыла і знабіла, пакуль майго Духа ні чула.

Гасподняя помашч, мой Дух прылюбі.

  1. От головной боли

Батюшка не тут походил ты не тут по­гулял, пора тебе выйти из головы (р. Божей Екатерины или Марии) перепотины и ломотины в чистое поле в синее море. А в (рабе Божей Екатерины) не ходите, не колите Выйде на сук на дерево, там и ломите и крушите.

[Прочла по тетради:] Бацюшка, ні тут ты пахадзіў, ні тут ты пагуляў. Пара цібе выці з раба Божжае із галавы ламаціны, перамаціны. Ідзі на чыстая поле, на сіняя мора. А ў раба Божжай ні тычыця, ні каліця, ідзіця на сук, на дрэва. Там і тычыця, там і каліця. А ў раба Божжай ні тычыця, ні каліця.

  1. От кровотечения

Шла баба по речке, вела быка по нитке: нитка порвалась кровь унялась. Стану я на камень, кровь моя не канет: Стану я на кир­пич кровь запекись.

Баба шла па дороге, собаку вела за собой. Баба била, собака пропала, руда, остань, больше не кань.

[Прочла по тетради:] Шла бабка па рэчкі, віла быка па ніткі. Нітка парвалась, кроў унялась.

Стала я на камень — кроў мая ні капні, стану на кірпіч — кроў запякісь.

Бабка ішла па дароге, сабаку віла за са­бой. Бабка біла сабаку. Сабака прапала. Руда, астань, большэ не кань.

  1. На сохранение скота

Читать в полную луну обходя скотину.

Заговариваю я живое от врагов бродячих, собак кусачих от укуса змея от худобы от дел колдунов, от глазливых языков не считают звезды на небе, а мое добро считают Аминь.

  1. Ад усякай бяды

Принести воды с колодца ведро полная, чтобы никто не набирал первым, а ты долж­на набрать первой.

Земелька Татьяна Водица Ульяна Коло­дец Иоан дай мне воды от всякой беды

Тогда говорить эту молитву:

Господи блогослови, от престола да царских врат шел ангел хранитель к рабе Божей (имя) на крутой горе стоит Престол, а на Престоле стоит Матер Божья и дер­жит над болящей (имя) меч и саблю, мечом убивает, сабляй иссякает. Поставь Господь сердце на свое место укрепи крепче, зам­кни от врагов ворота ключи в воду. Аминь. Аминь. Аминь. Чучуй. Чучуй. Чучуй

Выйди из р. Божей (имя) из нутры, из плеч из очей. Не выдешь добром, то пойдёш худой. Святой Юрий придёт, бичом настегает. Святой Егорий придет конём заколит. А святой Михаил мечем огенным засечет, огнем сожжет, пепел той по бело­му свету разнесет. Пресвятая Богородица Семистрельная состреливай своими стре­лами и разрезай своими черноми булатны­ми ножами (здесь тры раза в виде креста разрезать ножом воду) в р. Божей (имя) все боли, все скорби, прытчы, хомуты, сети и жилы подделки немощь головную боль бессонницу все боли тоску печаль Утеш Пресвятая Богородица

[Прочла по тетради:] Прынясці вады з калодца, вядро поўная, штобы нікто ні набіраў — первы. Первым нада набраць.

Зімелька Таццяна, вадзіцца Вулляна, калодзец Іван, дай мне вады ад усякай біды.

Тагда гаварыць Іванаву малітву.

Госпадзі, благаславі ад прыстола да царскіх врат.

Шоў ангіл-храніціль к раба Божжай. На крутой гарэ стаіць прэстол, а на прэстоле стаіць Мацер Божжая і дзяржыць над баляшчай меч і саблю, мечом убіваіць, сабляй іссекаіць.

Пастаў, Гасподзь, серца на сваё места, укрэпі ключы, замкні ад ўрагоў варата. Ключы — у воду.

Амінь. Амінь. Амінь.

Чуй. Чуй. Чуй.

Выйдзі із раба Божжай ізнутры жывата, із плеч, із ачэй. Ні выйдзіш дабром, то пойдзіш худой. Святы Юрый прыдзёт — мечом насечот, святы Ягорый прыдзёт — кап’ём заколіт, святы Міхаіл прыдзёт — ме­чом засечот, агнём сажжот, пепел твой па беламу свету разнесёт. Прэсвятая Багародзіца Семістрэльна, састрэляй сваімі стрэламі і разразі сваім чорнымі булатнымі нажамі (тры разы ваду разразаюць нажом) з раба Божжай усе болі, усе скорбі, прыччы, хамуты, сеці, жылы, паддзелкі, немашч, галаўную боль, бессонніцу, таску і печаль. Утеш, Прэсвятая Багародзіца.

«Іванава малітва». Хлапец быў малады. Ён маліўся. У нашай цэркві хадзіў пець. А я хварэла ўсё. Пелі мы з ім. Так ён мне даў ету малітву. Пеў красіва. Казаў, яму бацюшка даў Півоня. У Міхалёўцы быў3.

  1. Как умываишся

Чистоя водица Быстрая водица Сними с меня гразь мною добытою или чёрными людьми пославшую унеси её на болата где ветры гуляют и всякая нечисть погибает А мне дай Господи доброе здоровье.

[Прочла по тетради:] Як толькі ўстаю, я іду к рукамойніку і малюся.

Чыстая вадзіца, быстрая вадзіца, смой с міне гразь мною дабытаю і чорнымі людзьмі насланаю. Снясі на мхі, снясі на балаты, там дзе ветры гуляюць і ўсякая нечысць пагібая. А мне, Госпадзі, дай добрага здаровейка.

  1. От глаза

Матушка вода чистая, ключи твои бы­стрые. Во Имя отца Сына Святого духа Ты заря-зорница зора-красная Девица, зора Маримьяна от глаза серего, от глаза бело­го, от глаза карего, от глаза черного от му­жика калдуна, от тётки колдуньи, от девки-простоволоски, от нечистого Духа, от вихря сильного, от банного, от водяного, от песнагоря

Читают на воду которой поют и умывают больного Аминь.

[Прочла по тетради:] Матушка вада чыстая, ключы тваі быстрыя. Ва імя Ацца і Сына і Святая Духа. Ты зара, зарніца, зара-красная дзявіца, зара Мар’яна ад глаза серага, ад глаза белага, ад глаза карага, ад глаза чорнага, ад мужыка-калдуна, ад бабы-калдунні, ад дзеўкі-праставалоскі, ад нечыстага Духа, ад віхря сільнага, ад баннага, ад вадзянога, ад песнагора.

Чытай на вадзе, патом гавары на вадзе, умывай і паі бальнога.

  1. Ад ведзьмы

Яе речи ёй у плечи
Яе словы ёй у бровы
Яе ласки ёй у глазки
Яе пригавор ёй у двор
Маей скатине не причём
У яе язык тавкачом
Маёй скацине не прыстане
У яе язык колам стане
А хто думав да гадав
Той у задницу гладав

[Прочла по тетради:] Іе очы — ей у плечы, іе словы — ей у бровы, іе ласкі — ей у глазкі, іе прыгавор — ей у двор. Маей скаціны ні прычом, у іе язык таўкачом стане, к маей скаціны не прыстаня. А хто думаў да гадаў, той ў задніцу гладаў.

  1. Ад чарадзеяв

Купался Господь во Иарданской воде Крестным знаменем окрестился приходит ко мне Петр и Павел и говорит: «Господи, Господи! Что около твоего двора Около моего двара Каменная гора Железной тро­стью огорожена Господней печатью загоро­жена кто эту печать нарушить пусть стаить и не рушить Свят Михаил Гаврил возьмите залатыя ключи и стальныя замки. Соберите всех чарадеев и чарадейниц зловмышленников злавмышленниц поставте их на ко­лени штоб яны нема стояли и рабам божим здоровье не отымали Аминь

[Прочла по тетради:] Купаўся Гасподзь ў Ерусалімскай вадзе, крэсным знаменем крэсціўся. Прыходзяць ка мне Пётр і Павел і гавораць: «Госпадзі, што акала твайго двара?» — «Акала майго двара каменая гара, жалезнаю тросцю абгарожана, Гасподняю пічаццю абнесена. Хто ету пічаць нарушыць, пусць стаіць і ні рушыць».

Святы Міхаіл, Гаўрыіл, вазьміця залатыя ключы і стальныя замкі, сабярыця ўсіх чарадзеяў, чарадзейніц, злаўмышлінікаў, злаўмышлініц, пастаўця іх на камень, штоб яны нема стаялі і рабам Божжым здароўя ні атнімалі.

  1. От порчи

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь. Ныне и да века прысно во веки ве­ков. Матушка студена вада ключевая чистоя быстрая и проносна. Как ты омываеш обрываеш сыры дубы и каренья с матушки сырой земли бережки бережки крутеньки камень серовик так смой и сорви с (р. Божей Екатерины) все порчи и уроки ветренные переполохи и переломы, щипоту, ламо­ту позевоту и потяготу. Всегда ныне и прысно и во веки веков Амин.

Читать над водой которой поят и умыва­ют больного.

[Прочла по тетради:] Ва імя Ацца і Сыны, і Святага Духа. Ныне і прысна і ва векі вякоў. Амінь.

Матушка студзёна вада, ключавая, чыстая, быстрая і прынасная, как ты амываіш, срываіш сырыя дубы і карэння с матушкі-сырой зямлі, беражок круценькі і камень-серавік, так смой-сарві з раба Божжай усе порчы і ўрокі ветраныя, перапалохі, пераломы, шчыпату, ламату, пазявоту і пацяготу.

Усегда, ныне і прысна, ва векі вякоў. Амінь.

  1. От дамового

Ты хозяин дворявой Ты хозяин дамовой По двору моим ходи двор мой стереги хо­зяину (нечепай) подклады в дом и в двор не пускай а хто будзя подкаладать зубы-губы замыкай язык выпирай а дамов пришел что место себе не нашел

[Прочла по тетради:] Ты хазяін дваравой, ты хазяін дамавой, па двару майму хадзі, двор сцеряжы, падкладаў ні пускай. А хто будзя падкладаць, зубы-губы выбівай, язык выбірай. А дамоў штоб прышоў і места ні найшоў.

  1. От порчи скота

Нужно взять метлу которой до этого не мели выместь двор и говоря при этом

Вымитаю то что делали чем испортили. Мету тому на хребет, кто эту порчу несет во имя отца и Сына Святаго Духа Аминь

Следует напоить наговороной водой сбрызуть скрозь зубы порчаный скот.

Наговор такой Вам не болеть, а кто пор­чу навел, тому век роветь

Когда принесут цыплят в дом нагово­рить воду в которой хозяйка мыла ноги и руки со словами

Не белые, и не серые, не черные не жел­тые, а все есть какие спасутся и сохранятся и разплодятся Амин

  1. От малака коз [для молока коз]

Господи Боже благослови наговари­вать начинаю Михаил Архангел святителя Никалая матер Божью станьте мне напомощь На море на синем лежит камень на том камни Матер Прачистая сидела золо­тым тынам обгородивши маком самесеем обсеявши як залотому тыну нивалятся так маку самосею незбиратся змею чарадею змее чарадейницы завивницы заломницы урошницы приговорницы малошницы што в мое (козачки) чёрной или белой шерстин­ки было нихай при ней и будя Господи Боже мой полюби дух дай Господи помощ не маи­ми словами а Господней помощью Аминь

  1. От коз [для коз]

Первым разам Господним часам Господу богу памалюся матер Прачистой пакланюся мать Пречистая стань на помощ с ангелами и апосталами святый Юрый и Михаил Барыс вездзе праведны прыступите к этой (масть коровы и козы) на помащ устану я рана раненька умыюсь я бела беленька выду я за новые варота зирну гляну в чистое поле (?) дарога да Русалима у гораде Русалиме собор церков у пристоле залатая чаша Господним воздухом покрыта Мать Пречистая подыди Господи воздух подними вазьми залатую макавку няси посей по зелёных лугах шавковых травах где мая будя хадить (карова или каза) яна будзя ходить травицу зядать расицу спивать буде у яе малачко прыбывать и будзе яна ко мне прыходить карысти прыносить я буду пад её (Масть каровы или козы) садится карысть забирать тебе змяи чарадейнице чарвей пажирать выгавриваю с усих жил поджил костей машчэй усих пе­ченей ни сама сабе с пречистой святой ни сваими думами а Господними словами ни мой дух а Господни дух

  1. От урока

Вужам падперажуся Звёздами асвечуся, сонцам отеплюся, месечкам абгаражуся. Як етого Вужа нихто не перекусиць так мене (раба Божаю Екатерину) не уракне не вкусиць ни сходом, ни молодиком, не под повное. Аминь. Тры раза

  1. От уроку

Ишла Мать Прачыстая на утренею зару, несла с сабой тры нажы, тры свечи и тры ключи. Нажами пратыкала, свечами залива­ла, ключами боль сунимала, вопух не пуска­ла. Як Гаспод Бог на небе воблаки разганяя, так етой (имя) боль сунмая, вопух не пуская.

Не мой Дух — Гасподни.

Аминь.

  1. От урока

Зара утраняя Господняя помошница Господу Богу памалюся Пречистай Матери покланюся Ишла Матер Божия па залатом масточку и несла Тром Девицам водицу (Раждественскую, Макавскую, Кращенску) измывала (Раба Божай Екатерины) урок женский мужчинский девочий хлапочый измывала шавковым платком руки абтирала Злых врагов отганяла (рабо божие Екатерине) на помоч давала Амин Говорить три раза.

  1. От пужання

Выгавараю пужання вликання, пугульки белага тела не суши и головы не томи и ба­ков не закладай и ног не томи выгаварваю и выпрашваю святых Апосталав и Ивана, Павла и Игната Игнат баравы и Дянис вадяны вазьмице (з р. Кати) божай вликанни параход сунимице сваими белыми руками Аминь. (Гаварыць тры разы на воде.)

  1. От испуга

Под столом восьмеркой облезти ножки стола три разы ползя говорить «Что несут?» Ответ «Пуд (іспуг)» И «Кидай его тут»

  1. От пужання детей

Первым разом Божым часам Господу Богу памалюся. Зорачка зарица рання памашница выкачываю выгаварываю скаш-

чей смашчей из кацины печеней ярых вачей бацьковы маткины хлапоцкая девоцкая куриная гусиная сабачася авечая чалавечая конская каровская от чужога чужаницы своего семянина ни я прашу мать Господняя стань на помач прыми мой дух господни Аминь (качаць шесть разов)

Кругом пупа на животе

Сперва, як говориць детям нада помалится богу: Слава тебе Боже наш слава тебе… отче наш иже

  1. Ад балезней

На высокой горе сам Господь посодив три цветки, сам посодив, сам Господь бог поливав утром в обед и вечером Расцвив цветок один утром други в обед трети ве­чером. Завяв цветок один утром други в обед трети вечером. Чтоб (в раб Божие Екатерины) завяв цветок и завяла балезь. Аминь.

[Прочла по тетради:] На высокай гарэ сам Гасподзь пасадзіў тры цвяткі. Сам пасадзіў. Сам паліваў. Сам Гасподзь Бог паліваў утром, у абед і вечарам. Расцвіў цвяток: адзін — утрам, другі — у абед, трэцці — вечарам. Завяў цвяток: адзін — утрам, другі — у абед, трэцці — вечарам. Так штоб, як цвяток завяў, у раба Божжага балезнь завяла.

  1. От боли

Шла Мать Прачыстая с тримя Апосталами с тримя нажами и с тримя свечами. Нажами праразала, свечами пражыгала (р. Б. Е.) боли сунимала вопух не пускала Амин. Тры разы

  1. Молитва от бельма

Ишла кума с кумой, Брат с сестрой, два слепых два храмых, два бальных. Они ишли к светому Веденью молится Богу светое Ведение, изгани (имя) с глаза правага и левага туску и бельмо Гасподняя помоч а мой дух.

Прылюби мой дух Аминь.

  1. Ад грыжы

Грыжа-грыжевица синяя сыновица, вый­ди, выступи из румяного тела раба божьего (имя). Я тебя загаварываю не сама собою, а святым Духом, святою богородицей са­мим Иисусом Христом — сыном человече­ским. Амин.

Как старай няньке дятей не нажывать, так у раба (имя) грыжы не бывать.

  1. От нервов

Шла (раб Бож. Екатерина) через дорогу што на этих трох дарогах стаить тры печи адна печ жалезная, другая стальная, трэття каменная, што в етых трох печах тры перапечники Яны пякуть и перапякають (р Б. Е.) нервеную балезнь вынимают и выговарывают из жыл, ис под жыл с костей с по­лукостей ис чыстаго серца из ясных вачэй,

из чорных бровей из русых волос. Амин. Говорить три раза.

  1. Снять ненависть мужа

В купящаю воду влить святую и наговарить

Есть каменная изба, стерегут ее тры псы: Один лает, другой кусает, третий в дом не пускает У тех псов черная пасть В эту пасть хочу злобу покласть иди зло с (р. божьего имя) на языки, на клыки, на глаза на избу каменную, ярость пламенную, на тры зам­ки на тры ключи дело запираю, загавор за­крываю. Не отговорить не отвести, назад не прынести не смыть не сбыть ключ на мне, зло на собачее (говне)

  1. От злой силы

Солью сыплю, солью посыпаю со всех стежек и дорожек нечистую силу и злобу твою отгоняю. Соль там и пусть за тобой вся нечистая сила шагает Аминь.

  1. От врагов

На пороге провести черту черной кра­ской или + (крест) с прыговором: Черна краска черна ночь иди (имя врага) прочь от моего порога (имя свое)

  1. От злых людей

Крестить святой водой тры раза окно, дверь, постель

Прыговор: Сходил Господь с небес нес с собой Крест от всех злых людей, от всех злых зверей, губы — замок язык ключ

  1. От всякого зла

Роколоть [так!] соль иголкой

Как тебе зло болезнь беды (имена) не стать на эти иголки. Так и тебе зло болезнь беда не переступить этот порог (имена)

  1. От болезней и несчастей в доме

Вымести квартиру веником и с прыговором «пусть с этим веником уйдут все наши болезни и несчастья» (тры раза) через по­рог на пороге сказать «да сохранит мой дом Господь» Затем веник выбрасть на перекросток, а мусор под то дерево которое вывер­нула бура

  1. От нарадки4

Господу богу помолюсь Пречистой Мати паклонюсь. Встань Пречистая мать на помощ ты ранняя зара вечерняя всем помошницы приступися ты к нам поможи ты нам Жив сабе Иван имев 12 жен с 12, 11, с 11, 10, с 10, 9, с 9, 8, с 8, 7, с 7, 6, с 6, 5, с 5, 4, с 4, 3, с 3, 2, с 2, 1, и не одной шла дорога до города Иерусалима по дороги ишов Иисус Христос с этой раб Божей (имя) нарадки вынимали на синяя моря иссылали урошнаю, намовную прыгаворную калючаю балючаю муж­чинскую женскую и тут табе по костям не ходить костей не ломать сердце не тошнить качалакамы не катать ножами не пороть не сама я сабе сам Господь самной не мой дух Господни дух (говори 3 р.)

  1. Заговор при лечении порчи

Первым разам Господнним часам сам Господ Бог Пресвятая Багородице встаньте на помаць пособите и помогите Не маими Господи словами а Твоея Господи помощу все святыя ангелы архангелы Херувимы и Серофимы молите рабе Божей (К.) Как ты Господи ходил мёртвых воскрешал бальных бескровных кравоточимых вяками болез­нями Текла водичка из крыничка из города Иерусалима от колдунов калдуней ученых раждёных от паралича от желтуниц от пустой килы от нарывной жилы от таски таскучей калючки калючей стрелючей гнетучей кислой пресной встречной поперечной и ветром нанесённой от испуга переполоха от порчи колдавства в городе Иерусалиме сам Господь Бог со своими ангелами небесными Илья пророк со своим золотым жезлом поражает бесов Я тебе поражаю святым страсным агнём и благодатной свечёй Аминь

При чтении заговора держать горящую церковную свечу По окончанию свечу ки­нуть в воду

  1. От всех болезней и несчастий

Во имя Отца и сына и св. Духа Господи, Господи мой спаси меня яко спас увесь Мир раба Божия Крестом ограждена Враг сатана отступись от меня за тремя деревьями за четырьмя стенами есть у Госпада бога три места на первом Мария на втором Никита мученик мучелся трудился и за меня Богу молился Шол господ Иисус Христос из Иерусалима на встречу яму яго мать Мария. Где ты была где ночевала где ты темну но­ченьку спачевала Начевала я под Крестом господнем снился мне всю ноченьку сон Иисуса Христа с предстола сняли под кипа­рисовым деревом распинали из из праваго ребра кров лилася як вада хто ету малитву зная и три раза в день читая тот будет спасен и помилован По воде пойдет не оступится В лес пойде не заблудется Злыя змеи звери люди отступятся сколько колдуют не накол­дуют пракалдуются О Господь Господи боже мой спаси ты мяня яко ты спас увесь мир Во имя Отца и сына и святого Духа Аминь

  1. Снять колдовство

Замерять рост больного шерстяной нит­кой, затем нитку смотать в клубок. После этого клубок сжечь белой церковной све­чой и заговаривать:

Как эту нитку с козла напрали, в клубок смотали так (р. Божей К.) порчу клубком сняла огнём сожгла Аминь

  1. От сердца

Отчэ Наш… Ва Имя Отца и Сына и Свя­того Духа.

Едет мертвый в поле и рече ему: далече ли, дружэ, едешь? Еду за море на красныя девицы, на бумажныя перины; томо мёртвые наши веселятся. Сердца у них не болят, не щипят, не о чем не тоскуют. и тако бы у рабы Божей Екатерины сердце не болело, ни щипело, ни о чем не тужило. Сколь скоро сие слово измерится, сколь скоро и борзо Екатеринины сердечная тоска-болезнь излечится. Во веки веков Аминь (говорить трижды)

  1. Да вярбы5

Пока этой вербе за иконой стоять, в моём доме покою всё время бывать.

  1. От воров

Не замыкай дом ни ключом ни замком а Господней малитвой

Шол Иисус Христос с неба нёс свой Животворящий Крест. Стежки дорожки две­ри окошки вокруг р б (имя) двора стоит ка­менная гора огненная река терновым вен­цом обложена крестом печатью обнесена кто придёт красти нанеси на него Господи большие страсти Матушка белая заря от­бери у его глаза Батюшка белы свет отбери у его след. Аминь.

  1. В чистом поле за вором

В восточную сторону

В восточной стороне есть сине море. В синем море — синий камень. На том, на синем камне сидит Пречистая Богородица. Взмолюся, поклонюся я, раб Божий, той Пречистой Богородице.

Присвятая Богородица! Вынь и выложи из рабы Божей суровец и не просыпь го­ловной боли, глазной боли, пупной боли изъ сахарных изъ уст, из горячей печени, сердечной мышцы, закожной и подкожной, нутриной, пузыровой и истовой, косто­вой и мозговой, жильной и составной, изъ 70 жил, изъ 70 суставов, изъ 70 поджил. С головы да в тулова, из тулова в ноги, из ног в подошвы, из подошвы в сырую зе­мель. Загаварыю и ссылаю за тёмни леса, за крути гори, за дикие острова, где птицы не залетают, где звери не забегают, где добрые люди ни загуляют, и ворон кость не заносит.

Ныне и во веки веков. Аминь.

  1. Пресвятая Мать Богородице

Пресвятая Мать Богородице
По святой земле ходила
На каменной горе
Легла она уснула
Под древом кипариса.
Пришел к ней сын ее милый
Чадо ее любое
Маті спишь ты ти так лежишь
Не сплю, сынку так лежу
Думу думаю страшну
Про тебя ужасную.
Как тебя гады поймали
На крест
Распинали
Спереди кровь пускали
Кровь — не вода рекой текла
А в неделю рано повела мати сына
На раннюю службе
С ранней на позднею
С поздней на сине море
На синем море камень лежит
На том камне храм стоит
Пад тым храмом два святых сидит.
Светы Пятро Павел
Не глядите на нашеи муки
Берите крест в правую руку
Закажите старым и слепым
Всем живущим на земле
Кто эту молитву будет знать
Не будет в огне погорать
Гад пососать, злой человек нападать.
Спаси Господи,
Спаси Господи,
От воды потоками
От древа стоячего
От гада ползучего
Спаси Господи от всякой нечисти.


Примечания

  1. Все записи были сделаны 8 февраля 2008 г., 9 декабря 2008 г., 18 июня 2010 г. По фонду хранения музея: Тетр. 127. Л. 1-13, 29-38.
  2. Пыхань, Юрковичи — деревни в Ветковском районе Гомельской области.
  3. Півоня — разговорное производное от имени Пионий. Михалёвка — деревня в Буда-Кошелёвском р-не Гомельской обл.
  4. Нарадка — болезненное состояние, считающееся следствием намеренной порчи.
  5. Вероятно, текст произносят на Вербное воскресенье, когда в дом прино­сят освященную вербу.

Для публикации выбраны тексты, переписанные из тетрадей, принадлежавших жительнице д. Даниловичи Ветковского района Гомельской области Екатерине Евдокимовне Чуешковой

Автор: Г.И. Лопатин (предисловие и публикация)
Источник: Живая старина. № 4 (88). 2015. С. 40-44.