Священнослужители гомельской округи (конец XVIII — начало XX вв.)

0
1326
Православный крест и священник Гомель

После первого раздела Речи Посполитой па территории Восточной Беларуси создается Могилевская, Мстиславская и Оршанская епар­хия, которую возглавил архиепископ Георгий Конисский, один из крупнейших деятелей православной церкви XVIII в., бывший здесь Белорусским епископом с 1753 г. Епархия делилась на благочиния, состоящие из церковных приходов. На территории Белицкого (с 1852 г. — Гомельского уезда) в середине XIX в. действовали 5 благочинии: Гомельское (10 приходов, 14230 прихожан), Гордуновское (8 приходов, 15819 прихожан), Ветковское (12 приходов, 18118 прихожан), Краснобудское (12 приходов, 24211 прихожан) и Уваровичское (8 приходов, 15235 прихожан). В каждом приходе имелся свой храм, т. о., на территории уезда в 1862 г. имелось 40 приходских церквей, 1 кладбищенская (д. Беседь) и 1 припис­ная (д. Глубочанка) к Марковичскому приходу Гордуновского бла­гочиния. В течение рассматриваемого периода с открытием новых церквей число приходов незначительно изменилось. Состав благочиний изменялся неоднократно за счет переподчинения отдельных приходских церквей.

Огромное большинство церквей уезда представляют собой ти­пичные сельские храмы: деревянные, на каменном фундаменте, однокупольные с колокольней в одной связи, одпопрестольные. Их строительство финансировалось из разных источников — в основном на средства прихожан, некоторые — на средства помещиков (гр. П.А. и Н.П. Румянцевых — Петропавловская и Троицкая в Гомеле, Свято-Георгиевская в Хоминках, Свято-Николаевская в Болотове), гр. П.В. Завадовским (Троицкая в Круговце, Николаевская в Поповке), кн. Козловской (Петропавловская в с. Новоселки), кн. Любомирской (Николаевская в Старом Селе, Спасо-Преображенская в Ветке), Богданом Корвин-Красинским (Покровская в Еремино), Миклашевским (Покровская в с. Телеши), Фащем и Вельциным (Успенская в Черетянке), Пищевича (Рождества Богородицы в Уваровичах), Киприаном Халецким (Рождества Богородицы в Чеботовичах), А.И. Черемисиновой (Преображения Господня в Ивольске). В строительстве некоторых храмов активное участие (в т. ч. и финансовое) принимали и священнослужители (Павел Бродовский — Михайловская церковь в Тереховке, Стефан Селецкий— Рождества Богородицы в Прибытках, Григорий Кучинский — Николаевская в Огородие Кузьминичской). Ремонт Добрушской Николаевской церкви оплатил священник, тогда (в 1825 г.) бла­гочинный И.П. Зубовский.

Священники уезда в большинстве имели специальное богослов­ское образование, почти все они являлись выпускниками Могилев­ской семинарии. Начало этому учебному заведению было положено еще в 1578 г., когда при Могилевской Богоявленской церкви была открыта христианская школа, затем училище при монастыре (с 1620 г.). Окончательное становление семинарии связано с дея­тельностью Г. Конисского. В 1757 г. семинария открыта при Бого­явленском монастыре, а в 1768 г. — перенесена к Свято-Николаевской церкви. При семинарии уже с этого времени существует типография.

Могилевская семинария проводила обучение по весьма широкой программе. Кроме полного комплекса богословских дисциплин, се­минаристы изучали в начале XX в. русскую словесность и литера­туру, русскую и всеобщую гражданскую историю, основы филосо­фии и историю философии, 3 обязательных языка (греческий, латинский, французский), немецкий или еврейский — по выбору без оценки, логику, психологию, дидактику, а также алгебру, геометрию, физику, а в сер. 40 — нач. 50-х г.г. XIX в. — и агроно­мию. Выпускник семинарии имел право и не становиться священ­ником, избрав профессию учителя народных училищ. В случае же непоступления выпускника на учебную или духовную службу он был обязан возвратить средства, затраченные на обучение (в начале XX в. это составляло 336 руб. 67 коп.).

Правовое положение священника в Российской империи посте­пенно сближалось с положением дворянства. Указами Александра I в 1801 г. были отменены телесные наказания для священников, в 1804 г. они были освобождены от подушной подати, и им было разрешено покупать ненаселенные имения, в 1819 г. священники дворянского происхождения получили право покупать и населенные имения, в 1821 г. священники были освобождены от земской и по­стойной повинностей. До начала реформ 1860-х гг. духовенство было корпоративным сословием, лишь в 1863 г. дети священнослу­жителей получили возможность выбирать себе профессию. Тогда же семинаристам было позволено поступать в университеты. В 1875 г. среди студентов университетов 46% составляли бывшие семина­ристы. Поэтому в 1879 г. это разрешение было частично отменено — поступление разрешалось лишь после отработки не менее 5 лет в должности учителя.

Материальное положение приходского духовенства было не­устойчивым и, как правило, тяжелым — оно находилось па ижди­вении у паствы. Лишь в 1860-х гг. священнослужители были переведены на государственное жалованье. В 1867 г. годовое жа­лованье священника Свято-Троицкой церкви в Гомеле составляло 180 руб., дьякона — 80 руб., дьячка — 40 руб., т. е. на весь причт приходилось 300 руб. На рубеже 1860—70-х гг. жалованье причта возрастает до 850 руб., в 1900 г. — до 1550 руб. в год, но даже этих средств с учетом инфляции и традиционно многодетной семьи свя­щеннослужителя было недостаточно. Поэтому многие священники занимались земледелием, не брезговали они и поборами с населе­ния. Священник И.Г. Сороколетов был пойман на порубке поме­щичьего леса и был приговорен к послушанию в монастырь.

В целом на Гомельщине сформировались династии священно­служителей (Кернажицкие, Жудро, Петрашени, Головинские, Чикидовские, Свидерские, Болотовские, Кучинские, Бекаревичи), которые честно выполняли свой долг, пользовались любовью и ува­жением прихожан.

Аўтар: В.И. Сычев
Крыніца: Краеведение – основа духовного и нравственного возрождения общества: научно-практ. конф. ( Гомель, 10-11 декабря 1997 г .). – Гомель, 1997. Ст. 71-73.