Старообрядческие общины пограничных территорий России, Украины и Беларуси: история и современность

0
413
Старообрядческие общины пограничных территорий России, Украины и Беларуси история и современность

В настоящее время как никогда актуальны проблемы российско-украинских и российско-белорусских отношений. По нашему мнению, общая история и культура этих сопредельных государств могли бы стать залогом их добрососедских отношений с Россией, тем более что Республика Украина и Республика Беларусь обязаны России территорией и суверенитетом, признанием на международном уровне, приобщением к общемировым культурным ценностям. Немаловажным является также факт, что эти государства имеют общую историю и культуру, тесно связанную с историей и культурой русского старообрядчества, страницы которого помогают раздвинуть границы понятия русского мира. Ведь «русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее»1.

На пограничных территориях России, Украины и Беларуси проживают русские старообрядцы с конца XVII в., сохраняющие этническую и культурную идентичность. Старообрядчество, представленное разными толками и согласиями, является одной из крупнейших христианских конфессий современной России. Старообрядческие поселения находятся не только в России, но и во многих зарубежных государствах. По данным Министерства юстиции, в настоящее время в России действует 336 старообрядческих религиозных организаций. Из них представителей Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) — 176, Русской древлеправославной церкви (РДЦ) — 99, Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) — 46, Федосеевского согласия — 10, других согласий — 5. У всех направлений старообрядчества есть общины. Количество общин приходов, храмов и зарегистрированных юридических лиц не совпадает. Большие общины староверов-беспоповцев находятся в Латвии, Литве, Беларуси, Румынии. Старообряцы-поповцы проживают в Украине, Молдове, Румынии, Австралии, США. Также старообрядцы проживают в Эстонии, Польше, Болгарии, Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Боливии, Чехии [Башмакова 2014: 31]. Все зарубежные государства стараются сохранить культурную самоидентичность русских старообрядцев, которые не смешиваются с местным населением. Исключение составляет Республика Украина. Хотя здесь не происходит захватов старообрядческих храмов, однако старообрядческое население Украины ощущает на себе давление со стороны государства. Оно заключается в пассивном и пренебрежительном отношении государства к культурному наследию старообрядчества. К сожалению, в Украине, по мнению украинских исследователей, «старообрядцы могут рассчитывать только на Бога. Государство же, призванное способствовать развитию всех конфессий, равные возможности для старообрядцев обеспечило только на бумаге»2.

Иная картина характерна для современной культурной политики Республики Беларусь, когда общее культурное наследие старообрядчества подается как культурное наследие белорусского народа [Живая Вера. Ветка .=Living Fath 2012]. В других странах этого нет. В Румынии представители старообрядцев-липован свободно говорят на русском языке, имеют свои общины и культурные центры. Представители старообрядческих общин являются депутатами Румынского парламента.

За последние годы приходы Русской древлеправославной церкви открылись в Нижегородской, Волгоградской, Оренбургской областях, Краснодарском крае. Данные приходы имеются также в Казахстане, Беларуси, Украине и Румынии. С 1990 г. в Румынии восстановлено священство и епископство. Растет также и число приходов Русской православной старообрядческой церкви. В настоящее время в России число старообрядцев составляет более двух миллионов человек. [Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия 2005:4]. Но эти данные разнятся с цифрами, которые приводят сами старообрядцы. Так, общее количество старообрядцев, по их мнению, составляет 3-6 миллионов человек. В составе РПСЦ 12 епархий, которые возглавляют 7 епископов. В них входят 184 религиозных организации и 1 монастырь, духовное училище, церковно-исторический музей, общественная библиотека с читальным залом. РПСЦ состоит в каноническом общении с братской церковью в Румынии, в состав которой входят 6 епархий, 7 приходов. Она ведет активную деятельность, в том числе миссионерскую, среди старообрядцев других согласий, а также в Африке. Глава РПСЦ — Митрополит Корнилий (Титов) является членом совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ В.В. Путине. В конце 2015 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало 105 религиозных организаций РДЦ, из них 5 монастырей и 1 учебное заведение. РДЦ находится в каноническом общении с Грузинской древлеправославной церковью. В общественной жизни РДЦ так не активна, как РПСЦ. По данным Минюста РФ, ДПЦ имеет 48 религиозных организаций.

Расселение старообрядчества характерно для всей территории России. В исследуемом регионе, на территории пограничных районов России, Украины и Беларуси (Брянской, Черниговской и Гомельской областей), проживают представители двух основных направлений в старообрядчестве — поповцев и беспоповцев. Однако точного учета количества представителей старообрядчества на территории этих областей нет. Этому мешают как отсутствие единства среди представителей религиозной конфессии, так и массовые миграции старообрядцев в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции (1986 г.), разделение в прошлом единых духовных центров старообрядчества — Стародубья и Ветки государственными границами России, Украины и Беларуси. Кроме этого, за период гонений на старообрядчество в советскую эпоху произошло размывание традиционных устоев в старообрядческих общинах.

Старообрядческие общины появились на пограничных территориях России, Украины и Беларуси в конце XVII в. Старообрядцами основано на этой территории свыше 30 поселений: Воронок, Лужки, Елионка, Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка, Деменка, Перевоз, Свяцк, Чуровичи, Климово, Митьковка, Шеломы, др. размещаются на территории юго-западных районов Брянской области РФ). На территории Украины старообрядческие поселения Радуль, Городня находятся в Черниговской области, в Беларуси — на территории Ветковского района Гомельской области.

По административно-территориальному делению дореволюционного периода это соответствовало пограничным территориям Черниговской и Могилевской губерний Российской империи. Расселение на этой территории старообрядцев было связано с политикой правительства в отношении староверов. Для нее характерными являлись периоды ожесточения и либерализации, что приводило к миграциям старообрядческого населения как в дореволюционный период, так и в годы революции и Гражданской войны. Бурное экономико-демографическое развитие поселений способствовало градообразующему процессу, появлению городов и торгово-ремесленных поселений — посадов.

В советский период сложность этого процесса была связана с изменением социально-экономической ситуации и хозяйственно-бытового уклада жизни населения, репрессиями против старообрядчества, лишением значительной части населения избирательных прав. В годы советской власти здесь неоднократно происходило изменение административно-территориального деления. По окончании Гражданской войны территория старообрядческих поселений вошла в состав Гомельской губернии (1923 г.) и Брянской губернии (1928 г.). Позже территориально-административное деление было изменено, и старообрядческие поселения вошли в состав Западной области, а накануне Великой Отечественной войны — в состав Орловской области. Старообрядческие поселения стали городами (Клинцы, Новозыбков, Злынка) и крупными поселками городского типа (Климово). В 1944 г. была образована Брянская область, и традиционные старообрядческие поселения вошли в ее состав, став районными центрами. В Украине и Беларуси сохранились те же старообрядческие поселения.

В истории старообрядчества это административно-территориальное деление соответствует территориям двух крупных духовных центров — Стародубья и Ветки. В настоящее время они не утратили свою роль в сохранении живых традиций русского старообрядчества. Старообрядчество здесь представлено Русской древлеправославной церковью, Русской православной старообрядческой церковью, беспоповцами федосеевского согласия. Восстановление трехчинной иерархии в этих ветвях русского старообрядчества происходило неоднозначно. В 1846 г. была восстановлена трехчинная иерархия в Русской православной старообрядческой церкви, Русская древлеправославная церковь восстановила свою иерархию в 1923 г. с присоединением к ней православного иерарха Николы Позднева. На территории Стародубья и Ветки всегда были представлены различные старообрядческие течения и согласия, но при этом сохранялась веротерпимость между представителями его разных ветвей.

Период 1905-1917 гг. вошел в историю России как «золотой век старообрядчества». Как и в других крупных старообрядческих центрах России — Гуслицах, Москве, Санкт-Петербурге — вторая половина XIX — начало XX в. — период бурного экономико-демографического, духовного и культурного развития старообрядческих общин Стародубья и Ветки. Численность старообрядческого населения в 1860-1877 гг. была значительно выше в Черниговской губернии (Стародубье — 58 864 чел.), чем в Могилевской губернии (Ветка — 16 344 чел.). Социальный состав населения был достаточно дифференцированным. Изменения условий жизни старообрядцев и их правового положения произошли в ходе революции 1905-1907 гг. 17 апреля 1905 г., ранее Манифеста 17 октября 1905 г., был издан Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости». Это сразу же сказалось на положении стародубских и ветковских старообрядцев, получивших право легальной открытой деятельности на территории Черниговской и Могилевской губерний. Как и в целом по стране, здесь в 1906-1917 гг. происходил рост зарегистрированных старообрядческих общин, храмоздательство, проводились епархиальные съезды, вновь стали обустраиваться старообрядческие духовные центры, открывались старообрядческие школы и училища. Это не могло не сказаться на численности старообрядческого населения. В 1906-1907 гг. в целом по России было зарегистрировано свыше 700 старообрядческих общин. На территории Стародубья процесс регистрации старообрядческих общин осуществлялся очень быстрыми темпами: в июне-июле 1907 г. старообрядческие общины были зарегистрированы в посадах Клинцы (Покровско-Никольская), Святск, Митьковка. Из старообрядческих общин Ветки наиболее рано зарегистрировалась община слободы Огородни Гомельской «последователей Белокриницкого согласия». 27 марта 1907 г. была зарегистрирована Гомельская старообрядческая община «последователей Белокрицинкого согласия». На территории Ветки, в слободе Марьиной, в 1908 г. был возведен храм.

В среде как стародубского так и ветковского старообрядчества наблюдался подъем и активная общественная деятельность. Процесс регистрации старообрядческих общин Стародубья и Ветки происходил на протяжении 1908-1912 гг. 14 марта 1908 г. было издано постановление Черниговского губернского управления о разрешении регистрации в посаде Клинцы второй старообрядческой общины «общества старообрядцев, приемлющих священство». Среди учредителей выступило 116 человек, вновь поступивших членов в 1908 г. насчитывалось 110 человек. Председателем общины был избран предприниматель А.М. Гусев, товарищем — А.А. Кондратьев. Женщины получали право голоса в общих собраниях. Духовенство принималось в состав общины с правом совещательного голоса. Этим правом обладал епископ Новозыбковский Михаил. Протоиерей Ф.К. Разуваев был причислен к Покровско- Никольской старообрядческой общине.

В 1914 г. общее количество старообрядческого населения на территории Стародубья составляло 75 534 человека обоего пола. Большая часть старообрядческого населения проживала накануне Первой мировой войны в тех же населенных пунктах Черниговской губернии: г. Новозыбкове, посадах Климове, Злынке, Шеломах, Митьковке, Чуровичах, Воронке, Елионке, Деменке, Ардони, Клинцах, Свяцкой.

Старообрядческие белокриницкие общины показывали примеры социального служения обществу. Старообрядческие общины Клинцов, Новозыбкова, Злынки всегда занимались благотворительной и меценатской деятельностью. На деньги старообрядческих общин существовали школы, богадельни, храмы. Старообрядцы- предприниматели никогда не отделяли себя от общины. Эти общины объединяли соратников по вере. Старообрядцы-предприниматели Новозыбкова, Клинцов, Злынки заложили основы суконной и спичечной промышленности на территории Брянщины. Промышленный потенциал старообрядцев был национализирован большевиками в 1920 гг. и создал основу для развития Клинцовского тонкосуконного объединения и Злынковской спичечной фабрики «Ревпуть» в советский период.

В советский период на территории РСФСР, УССР, БССР были созданы органы советской власти, начались изменения в социальной структуре общества. Однако характерной чертой старообрядческих этно-конфессиональных общин являлись медленные темпы изменения традиционного уклада. В 1920 гг., в обстановке возраставшего динамизма жизни, старообрядческая общность постепенно теряла свой сплоченный характер. Имущественное и социальное расслоение общества привело к разобщению членов старообрядческих общин; ликвидация старообрядческих духовных центров способствовала утрате единого молитвенного общения. Старообрядчество утратило свою традиционную опору в таких слоях общества, как купечество, крестьянство, казачество. Большое количество старообрядческого населения было выслано, подвергалось репрессиям. Старообрядческие монастыри, находящиеся недалеко от Клинцов, были закрыты органами советской власти, так же как и храмы в Новозыбкове, Клинцах, Злынке. Однако старообрядческие общины сохранялись на территории Клинцов, Новозыбкова, Злынки, Воронка, Чурович, др.

Хотя в 1930-1940-х гг. старообрядческое население подвергалось гонениям, оно сохранило конфессиональное единство. Старообрядческие общины Стародубья были зарегистрированы в Клинцах, Новозыбкове, Злынке сразу же после освобождения этих городов от немецко-фашистской оккупации, которая продолжалась с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г. Старообрядческие общины занимались реставрацией храмов, созданием новых иконостасов, поддерживали материально и духовно своих сторонников по вере, потерявших родственников в годы Великой Отечественной войны. С особым вниманием относились к вдовам, престарелым, тем самым возрождая традиции «социального призрения» неимущих. Старообрядческие общины в послевоенный период были многочисленны. Это относилось как к старообрядцам- поповцам, так и беспоповцам.

В 1990-2010 гг. активизировалась духовно-религиозная деятельность старообрядческих общин, поддерживающих тесные духовные контакты между двумя крупными центрами старообрядчества — Стародубьем (гг. Новозыбков, Клинцы, Злынка) и Веткой (гг. Ветка, Гомель). В 2007 г. в Брянской области зарегистрирована старообрядческая община Русской православной старообрядческой церкви — в г. Злынке, Русской древлеправославной церкви — в г. Брянске. В 2016 г. завершился процесс оформления старообрядческого общества Древлеправославной старопоморской церкви федосеевского согласия (ДСЦФС) в г. Брянске. Во второй половине XX — начале XXI в. архиепископия Русской древлеправославной церкви находилась в г. Новозыбкове Брянской области. В настоящее время главой Русской древлеправославной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Его резиденция размещается в г. Москве. Древлеправославное духовное училище размещается в г. Новозыбкове. С 1983 г. патриархия осуществляет издательскую деятельность. Древлеправославная церковь имеет на территории Брянской области свои храмы: Спасо-Преображенский собор в г. Новозыбкове, церковь Святого Дмитрия Солунского в районном центре Климово, церковь Вознесения Господня в районном центре Злынка, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Чуровичи Климовского района, церковь Святого Георгия Победоносца в селе Елионка Стародубского района, а также Свято-Троицкий мужской монастырь в поселке Каменка и женский монастырь иконы Богородицы Одигитрии в г. Новозыбкове. В связи с регистрацией новой старообрядческой общины РДЦ в г. Брянске идет сбор денежных средств на строительство храма в этом городе. К Санкт-Петербургской и Тверской епархии Русской православной старообрядческой церкви относятся Рождественско-Никольская церковь в г. Новозыбкове (построена в XVIII в.), Спасо­-Преображенская — в г. Клинцы (освящена в 1823 г.). Успенская церковь в селе Святск была построена в начале XX в. и действовала до 1987 г. Регистрации новых старообрядческих общин на территории Украины Беларуси в настоящее время не происходит. Сохраняются прежние старообрядческие общины в традиционных местах проживания старообрядцев.

В 1986 г. свыше 30 старообрядческих поселений Стародубья и Ветки попали в зону последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Впервые за весь период своего существования эти процветающие старообрядческие поселения стали зоной радиоактивного загрязнения, высокий уровень которого разделил эти территории на зоны отчуждения, отселения и льготного социально-экономического статуса. Многие исконные центры старообрядческой культуры перестали существовать, а население было переселено в чистую зону. Так, после аварии на Чернобыльской АЭС село Святск Новозыбковского района Брянской области оказалось в зоне отчуждения, и старообрядческое население было частично переселено в село Усох Трубчевского района Брянской области. Храм Успения Пресвятой Богородицы этой старообрядческой общины сгорел в 2000 г. Ежегодно, 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены общины посещают территорию бывшего села и проводят поминальные богослужения на кладбищах во главе с настоятелем Рождественско-Никольского храма Новозыбкова отцом Сергием (Бедным). К ним присоединяются выходцы из этого села, проживающие на территории Беларуси (Гомель), Москвы, Санкт-Петербурга, Херсона (Республика Украина).

Старообрядцы-беспоповцы представлены небольшой общиной федосеевского согласия в районном центре Злынка (Православное старообрядческое общество). Здесь они имеют моленную (Покровскую), действующую на протяжении XIX-XXI вв. непрерывно, даже в период немецко-фашистской оккупации 1941-1943 гг.

Все старообрядческие общины сохраняют уникальное культурное наследие Древней Руси: книги кириллической печати и рукописи, иконы, написанные в традициях древнерусского искусства, произведения медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки, резьбы по дереву.

Территории старообрядческих поселений представляют собой архитектурно-­художественные комплексы. Однако большинство памятников старообрядческой культуры находятся в руинированном состоянии. Полностью уничтожено в 1960­1980 гг. кладбище возле Никольского храма в г. Клинцы, где были погребены клинцовские старообрядцы — владельцы первых суконных предприятий, благотворители и меценаты. Продолжают разрушаться надгробия на кладбищах в Новозыбкове, Злынке. Необходимо срочно реставрировать Рождественско-Никольский храм в Новозыбкове и храм Николая Чудотворца в Злынке. Злынковский храм имеет мемориальное значение. Здесь находится некрополь основателя спичечной промышленности на территории Брянской области — Федора Осипова и одного из его сыновей. Разрушение храма влечет за собой и осыпи уникальных фресок. Старообрядческое духовное и культурное наследие нуждается во внимании и поддержке со стороны государства. Силами только старообрядческих общин восстановить их невозможно. Нужна государственная программа поддержки того культурного наследия, которым обладает русское старообрядчество. Принимая во внимание вышесказанное, мы предлагаем рассмотреть российским, украинским и белорусским государственным органам возможность предоставления действенной помощи старообрядческим общинам в деле сохранения уникального культурного наследия на этой территории. Это поможет урегулированию отношений между братскими народами, живущими на пограничных территориях России, Украины и Беларуси. Создание международного центра по изучению наследия русского старообрядчества будет способствовать сохранению его живых традиций, укреплению мира и дружбы между славянскими народами.

  1. Фонд «Русский мир». URL: http://www.russkiymir.ru/ (дата обращения: 22.05.2017)
  2. О старообрядчестве знают очень мало… Мир старой веры в Украине. URL: http://vlasti.net/news/261230/ (дата обращения: 22.05.2017)


Библиографический список

Башмакова М. Двумя перстами // Огонек. 2014. № 44 (5348).

Живая Вера. Ветка. — Living Fath / сост.Г.Г. Нечаева, О.Д. Баженова; автор текста Г.Г. Нечаева; пер. на англ. язык А.В. Вдовичев. Мн.: Беларус. імя Броукі, 2012. 472 с.

Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760­1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск, 2011. 451 с.

Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. М: Русская православная старообрядческая церковь, Тверская старообрядческая община Св. Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, Духовно-православный старообрядческий центр «Панагия», 2005. 167 с.

Автор: М.В. Кочергина
Источник: Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42).