Социокультурные тенденции развития музыкальной культуры гомельского Полесья на современном этапе

0
16
Музыкальная культура на Полесье

Социально-культурная жизнь полесского топоса всесторонне отражает перемены, которые произошли в жизни людей за последние десятилетия. Своеобразный «творческий застой», возникший в первой половине 90-х годов в исполнительской и композиторской сферах (вызванный глубоким социально-экономическим кризисом в стране, преодолением последствий на ЧАЭС), на современном этапе развития сменился национально-­культурным возрождением.

Позитивное влияние на развитие музыкальной культуры Полесья оказала демократизация жизни социума. Если в 70-80-е годы социокультурные работники были поставлены в жесткие рамки, регламентирующие направления, стили и методы художественно-музыкального выражения, то в конце 90-х годов сфера духовной жизни общества освобождается от идеологического диктата.

Культурная инноватика, ее актуализация, во многом связана с возрастанием роли технических средств и новых технологий в музыкальном творчестве. Активная модернизация технической базы повлекла за собой существенное улучшение качества звучания музыкальных произведений.

Совокупность этих факторов, безусловно, не могла не повлиять на характер развития музыкальной культуры Гомельского Полесья. О кардинальных изменениях в социокультурной сфере свидетельствует анализ основных тенденций развития, имеющих место в современной художественной культуре и непосредственным образом относящихся к сфере музыки. К числу таковых следует отнести следующие:

а) развитие музыкальной культуры Гомельщины в «ретро-стиле». Техногенная катастрофа на ЧАЭС создала реальную угрозу дискретности многовековой духовной связи полешуков. Миграция коренного населения, рост числа заболеваний и смертности вследствие поражения радиацией стали причиной постепенного затухания различных форм музыкального творчества. В связи с этим важнейшей задачей, решаемой сегодня социокультурными институтами полесского топоса, является создание системы преемственности музыкальных традиций и, следовательно, поддержки их носителей, популяризации ценностей фольклорного творчества в самодеятельном и профессиональном творчестве коллективов Полесского региона. Действенными, целенаправленными программами, которые ориентированы на поддержку традиционной музыкальной культуры полесского топоса, стали: региональный фестиваль фольклорного искусства «Берагіня», праздник гармони Октябрьского района «Вясковае падвор’е», региональный праздник «Дняпроўскія галасы», культурная акция «Музычнае Палессе»; ежегодная Международная научно-практическая конференция «Личность и музыка» (г. Минск), республиканская научно- практическая конференция аспирантов «Полесский регион и наука XXI века» (г. Мозырь); создание на базе ДМШ и ДШИ Гомельщины отделений народного хорового пения (трансляция фольклорных традиций на профессиональном уровне) и детских коллективов на базе ранее сложившихся творческих ансамблей («Сваякі» — «Сваячкі», «Явор» — «Яворята»).

б) значительное расширение стилистического диапазона. В настоящее время существует, с одной стороны, искусство академического направления, основанное на традиционных нормах письма, с другой — творчество, нацеленное на существенное обновление музыкальных традиций. Для последних т.н. вторичный (обработанный, стилизованный) фольклор является фундаментом для создания новых направлений в музыкальной культуре. Создание синтетических форм исторически сложившегося и современного художественного творчества наблюдается в деятельности ансамблей «Лирица» (г. Речица), «Сваякі» (г. Мозырь), «Брэвис» (г. Наровля). Новаторские достижения в области компьютерных технологий привели к проявлению «художественной гибридизации», расширяющей возможности художественного освоения действительности. Так, участники ансамбля «Стары Ольса» (Гомельская область) с помощью введения в состав электронных гитар и элементов компьютерной музыки возрождают звучание древних народных инструментов белорусского Полесья.

в) возрастание роли вокального исполнительства конфессионной направленности. Техногенная катастрофа, ее последствия стали причиной психологического стресса у значительной части населения Полесского региона. Духовная музыка стала той «рекреационной нишей», которая способна вернуть человеку духовный покой, возродить веру к общечеловеческим заповедям любви и добра. Активизация исполнительской деятельности в этом направлении связана с организацией и проведением фестивалей христианской музыки: «Певческая академия» (г. Гомель, с 1995 г.), Фестиваль Православных Песнопений (г. Гомель, с 1997 г.). Среди коллективов, работающих в этом направлении, можно выделить Народную хоровую капеллу (г. Гомель) и хор духовной музыки при Мозырском музыкальном училище. Активизируется композиторская деятельность в этом направлении. Духовные песнопения молодых композиторов С. Баёвой (г. Мозырь), С. Ершовой (г. Наровля) написаны как отклик на Чернобыльскую трагедию полесского народа. Однако наряду с придерживанием строгих канонических форм, их творчеству присуще значительное расширение диапазона, насыщение хоровой фактуры, полифоническое изложение хоровых голосов. Т.е. стал очерчиваться самобытный, национально направленный музыкальный стиль, где молодые композиторы стремятся не только сохранить духовно направленные традиции, но и по-своему воплотить их на новом уровне.

г) динамичное развитие «молодежной музыки». Активное вовлечение в музыкальную жизнь молодежи наблюдается с середины 90-х годов. Причинами ее популяризации являются, во-первых, естественная потребность в художественном осмыслении онтологической действительности, во-вторых, апелляция выразительных средств молодежной музыки к биологическим и психологическим механизмам, специфичным для юного организма. Деятельность разноплановых групп охватывает почти все возможные стили и направления: от рок-музыки до неофольклоризма. К числу наиболее известных молодежных групп Гомельщины относятся «Отражение», «Стары Ольса», «Lave music», «Брэвис». Для всех коллективов, работающих в этом направлении, характерны: полиритмия, громкость, динамика звучания, флуктуационное звучание, специфическая аранжировка музыкальных произведений, особая манера исполнения. Бурное развитие получили бардовская и авторская песня. В постчернобыльский период они отличны не только проявлением романтических настроений, но и трагизма, широко представлена гражданская и патриотическая лирика.

д) возрастание роли семейного творчества в музыкальной жизни Гомельского Полесья объясняется состоянием психической напряженности как негативного последствия аварии на ЧАЭС. Беспокойство о состоянии своего здоровья и здоровья своих близких, о воспроизведении здорового генофонда содействовало укреплению родственных отношений. Так, только в Октябрьском районе Гомельской области в 2001 г. было зафиксировано 16 семейных ансамблей, работающих в различных жанрах. Примечательно, что увеличивается количество творческих семей, в которых участвуют представители нескольких поколений — от отца и матери до внуков. Например, мозырская семья Смоляр (г. Мозырь), семья Кулёк (д. Ветхинь Речицкого района).

Таким образом, в настоящий момент созданы позитивные предпосылки для активизации творческих поисков в области музыкальной культуры. Расширение сферы «музыкальной материи» явилось итогом многочисленных факторов сложного развития музыки на современном этапе, управляемого механизмами социального, идейного, музыкального и эстетического порядка.

Автор: И.Ю. Клега
Источник: Традыцыі матэрыяльнай і духоўнай культуры Усходняга Палесся: Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Гомель, 20-21 мая 2004 г.): У 2-х ч.ч. Ч 1./ Гал. рэдактар А.А.Станкевіч. — Гомель: УА “ГДУ імя Ф.Скарыны”, 2004. — 272 с. Ст. 10-14.