Римско-католический приход в местечке Журавичи на Рогачевщине (18 – начало 20 века)

0
162
Римско-католический приход в местечке Журавичи на Рогачевщине (18 – начало 20 века)

Первые достоверные документально зафиксированные сведения о существовании римско-католического прихода в Журавичах (в настоящее время деревня Старые Журавичи Рогачевского района Гомельской области) относятся к 1720 г., когда Казимиром Юдицким там был основан католический храм [1, л. 18; 2, с. 68–69]. Журавичи принадлежали роду Юдицких, начиная с середины 16 в. Ещё в 1551 г. один из представителей этого рода Василий Юдицкий за заслуги в борьбе против ордынцев получил от короля Сигизмунда–Августа значительные территории в Речицком повете, в том числе и Журавичи.

Этот род являлся богатейшим и знатнейшим в Речицком повете Речи Посполитой в 17–18 вв. [3, с. 241]. Возможно, что римско-католическая церковь была в местечке и до 1720 г. М. О. Без-Корнилович упоминает в своём труде, что в 1651 г. король польский и великий князь литовский Ян Казимир из династии Ваза (католик по вероисповеданию) ездил туда для поклонения чудотворной иконе [4, с. 226]. Однако информация о нахождении такой иконы в Журавичах нигде более не встречается.

Вероятнее всего, в труд известного краеведа закралась ошибка, и в действительности король Ян Казимир ездил не в Журавичи, а в местечко Жировичи вблизи Слонима, где в местном монастыре находилась знаменитая чудотворная Жировичская икона Божией Матери, почитаемая не только римо-католиками, но также униатами и православными. Считал соответствующую информацию, приводимую М. О. Без-Корниловичем, недоразумением и М. В. Довнар-Запольский [5, с. 348].

В архивных материалах сохранилось описание католического храма в Журавичах, построенного в 1720 г. Казимиром Юдицким. Этот храм был деревянным, в форме креста с куполом, располагался на каменном фундаменте. Длина здания составляла 10 саженей 2 аршина, ширина – 9 саженей, высота – 13 саженей и 1 аршин [1, л. 18]. В переводе на современную метрическую систему его размеры были таковы: длина примерно 22,4 м, ширина – 19 м, высота – 28 м. Под храмом находились подвальные помещения (склеп или по другой версии, погреба).

В 1766 г. состоялась консекрация (лат. сonsecratio – «посвящение», обряд освящения) храма в честь Успения Божией Матери, которую провёл каменецкий римско-католический епископ-суффраган Феликс Товянский. В 1822 г. храм был отремонтирован внутри и снаружи, и окрашен белой масляной краской. Известно также, что его крыша была покрыта гонтом и также окрашена. В 1839 г. при нём была построена деревянная колокольня.

Согласно описаниям журавичского храма 1843 г., в нём было 5 алтарей: помимо главного, это алтари Матери Божией Розария (или Ружанцовой), Матери Божией Шкаплернай, Св. Августина Гиппонского, Св. Антония [1, л. 18]. В документах конца 19 в. упоминается лишь 3 алтаря. Главный описывается как «большой каменный из кирпича с распятием в нише в рост человека», боковые алтари были посвящены, соответственно, Деве Марии Розария и св.

Антонию (вероятно, святому Антонию Падуанскому, весьма почитаемому на белорусских землях) [6, л. 6]. В храме находились деревянные иконы апостола Павла, апостола Иоанна, мученицы Екатерины, св. Иосифа, св. Онуфрия и др. Согласно архивным документам, в конце 19 в. всего насчитывалось 12 образов «разных святых», а также «безобразная» (вероятно, в силу ветхости – С. В.) скульптура Воскресения Христова. В храме также был орган, 10 подсвечников, висячая люстра на 10 свечей, 16 лавок (для верующих), 3 кресла (очевидно, предназначавшиеся для священников) [1, л. 19; 6, л. 7]. Реликвиями римско–католического прихода в Журавичах являлись частицы Креста Господнего [2, с. 69] (к сожалению, об их количестве и дальнейшей судьбе нам ничего не известно). Среди священных предметов в 1899 г. значилась «монстрация позолоченная с крестиком и камнями» [6, л. 7об] (монстрация – лат. «показывать», один из священных сосудов в Римско-Католической церкви, в который помещается Тело Христа для поклонения верующими – С. В.).

Во многих римско-католических церквях на территории Беларуси во второй половине 19 – начале 20 вв. священники проповедовали по-польски. Судя по всему, не был исключением и Журавичский приход. В архивных документах за 1899 г. упоминается Евангелие на польском языке, предназначавшееся «для проповедей» [6, л. 8]. В храме хранились как местные метрические книги, так и метрические книги Сверженьского костёла [2, с. 69; 6, л. 8об].

Через дорогу от храма находился крытый гонтом деревянный приходской дом (плебания), предназначавшийся для проживания священников. Он был построен в 1838 г. и состоял из прихожей («сенцы»), кухни, зала, 8 комнат и 2 кладовых. В плебании находилась также библиотека. Внутреннее убранство плебании было небогатым. Согласно описанию 1899 г., в ней находились «простые столы разной величины», 2 старых кресла, 2 старых стула, старый диван, который пришёл в негодность, «простой диван», комод с 7 ящиками, старый шкаф для посуды из соснового дерева, старый сундук, где хранилось 70 «полуразорванных религиозных книг», в том числе и бревиарии (католические молитвенники – С. В.). В конце 19 в. приходской дом оценивался уже как «ветхий, требующий ремонта». Рядом с ним располагались хозяйственные помещения: кухня–возовня и конюшня (построены в 1880 г. и накрыты дерном), крытые соломой хлев и сарай (построены в 1883 г.), старый амбар, колодец. К плебании примыкал двор, в который можно было попасть через двойные ворота на завесах, а также огороженный дубовым забором («остроколом») огород [1, л. 23; 6, л. 9].

В Журавичах несли служение латеранские каноники Краковской конгрегации Божьего Тела. На основании изучения архивных документов и «Памятных книжек Могилевской губернии» нами были установлены имена этих священников, хотя, возможно, и не всех.

В первой половине 19 в. в Журавичах служили священники Каэтан Вашкевич и Бонифаций Лукашевич. Каэтан Вашкевич родился в 1799 г. в Гродно в семье Петра Вашкевича. О втором священнике известно чуть больше. Бонифаций Лукашевич родился 1803 г., в духовное звание каноников вступил в 1826 г., принял сан в 1829 г.

Впоследствии он был награждён именным бронзовым наперстным крестом [1, л. 24; 7, с. 171]. С февраля 1866 г. Бонифаций Лукашевич стал настоятелем в Журавичах [8, с. 102] и являлся им, надо полагать, на протяжении тринадцати лет. 20 февраля 1879 г. он был переведён в Люшевский филиальный католический костёл [9, с. 21]. Можно предположить, что это перемещение произошло из-за пожилого возраста священника (ему было на тот момент 76 лет). В тот же день, 20 февраля 1879 г. новым администратором журавичского прихода был назначен священник Юлиан Чечёт, занимавший эту должность вплоть до своей смерти в 1899 г. [9, с. 21; 6, л. 6]. В 1899–1903 гг. администратором являлся священник Игнатий Бернатович, в 1904–1905 гг. – Пётр Гриб. В 1906 г. настоятеля в католическом храме Журавич не было, его обязанности временно исполнял Игнатий Бернатович. В 1907–1909 гг. во главе прихода был священник Карл Белинис, в 1910–1912 гг. – Эдвард Войцехович [10]. Сведений о том, кто был настоятелем храма в Журавичах в последующие годы, мы не обнаружили. В разное время на протяжении 19 – начала 20 вв. в Журавичском католическом храме также несли служение священники Рох Эйсмант, Игнатий Униховский, Клементий Подберезский, Матвей Соколовский, Л. Мацкевич, Вайткевич. Один из них – Клементий Подберезский был магистром богословия, имел награды: золотой, бронзовый и медный именные наперстные кресты. Под 1916 г. в документах упоминается костёл в населённом пункте Грибы (Грибовецкий), приписанный к журавичскому приходу, где служил священник Викентий Буйновский [2, с. 69; 7, с. 171; 11, с. 80].

К журавичской парафии относились не только католики, жившие в местечке, но и верующие из близлежащих населённых пунктов: это околица Хачинка, двор Хачинка, корчма Драгунск, деревни Быч, Ректа, Грибы, Крыжополь (Кржиштополь), Болотня, околица Остров, Задубье, Струмень и др. [1, л. 22; 12, л. 30об–32; 13, л. 21об–22]. В административном отношении приход в местечке Журавичи в 19 в. входил в состав Рогачевско-Быховского деканата Могилевской диацезии. В 1843 г. приход граничил: на востоке – с Костюковичским, на западе – с Быховским, Люшевским, Чериковским, на юге – со Сверженьским, на севере – с Могилевским и Чериковским римско-католическими приходами [1, л. 22об].

В 1840 г. в журавичской парафии насчитывалось около 1040 прихожан, которые проживали в Быховском, Рогачевском и Чериковском уездах, действовало также 9 часовен (каплиц) [12, л. 35–36].

К 1854 г. количество прихожан выросло до 1340 человек, к журавичскому храму относилось также 7 часовен [13, л. 21об–22].

Каплицы были в населённых пунктах Болотня, Быч, Грибы, Ректа, Струмень, Хачинка (в Хачинке, согласно источнику, «никогда не бывает богослужения») и др. [12, л. 30об].

Сколько католиков проживало в самих Журавичах? В 1860 г. население местечка составляло 1203 человека (584 мужчин и 619 женщин). Среди них численно преобладали евреи (472 мужчины и 508 женщин), далее шли православные (100 мужчин и 98 женщин), и наконец, римо-католики (12 мужчин и 13 женщин). В местечке наряду с католическим храмом находилась православная церковь и 2 еврейских молитвенных школы (хедеры) [14, с. 28–29]. А. С. Дембовецкий приводит сведения, что в 1880 г. в Журавичах проживало уже 2179 человек, из них: евреев – 1618, православных – 549, римо-католиков – всего лишь 10 человек (4 мужчины и 6 женщин) [15, с. 54].

Как видим, численность католического населения самого местечка за 20 лет сократилась. Численность католиков в других населённых пунктов парафии и её динамика требуют дополнительного изучения.

Верующих католиков хоронили как вблизи самого храма, так и на кладбище, которое находилось в полуверсте от местечка. Согласно рапорту местного римско-католического священника Эдварда Вайцеховича в Могилёвскую консисторию от 3 июня 1910 г., вблизи храма находились надмогильные плиты со следующими надписями: 1. «Казимир Писецкий, 27 октября 1784 г.». 2. «Ян Писецкий, 15 июля 1774 г.». 3. «Пётр, Людвик и Тереза, из дома Скоробогатых, Захаревич» 4. «Пелагея Галынская, из Хмызовских, 13 октября 1833 г., 18 июля 1899 г.». 5. «Александр, 13 ноября 1859 г.». 6. «Хмызовская Софья, из князей Пузынов, 25 ноября 1869 г., Целина 31 августа 1859 г.». 7. «Северин Хмызовский, 7 октября 1891 г., прож. 58 г.» [2, с. 69].

Нам удалось установить, что одно из захоронений принадлежало Софье Фоминичне Хмызовской – помещице, титулярной советнице, которая была владелицей местечка Журавичи в 1860-е гг. [15, с. 28]. Другие Хмызовские, очевидно, являлись её родственниками. Надмогильные плиты и захоронения до настоящего времени не сохранились.

История римско-католического прихода в Журавичах в период Российской революции 1917 г. и в последующие годы покрыта пеленой неизвестности. Старейшие уроженцы здешних мест, с которыми нам удалось поговорить, ничего не знали о существовавшем некогда католическом храме и о католиках в Журавичах и их окрестностях в прошлом [16]. Можно предположить, что костёл был закрыт в 1920-е гг. и затем разрушен, разделив трагическую судьбу многих других католических храмов на территории Восточной Беларуси, а местные католики умерли, были репрессированы, либо же навсегда покинули свою малую родину.

Список источников и литературы

  1. Визиты костёлов Рогачевского и Быховского уездов Могилевской губернии, 1843 г. // Национальный исторический архив Беларуси (далее – НИАБ). – Ф. 1781. – Оп. 26. – Д. 1469.
  2. Завальнюк, У. Касцёлы царскай Расіі / У. Завальнюк. – Мінск, 2009. – Вып. 1. – 219 с.
  3. Мицик, Ю. Юдицькі – провідний шляхетський рід Речицького краю ХVII – середини 19 ст. / Ю. Мицик // Albaruthenica. Студії з історії Білорусі. – Киів: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України, 2009. – С. 240–249.
  4. Без-Корнилович, М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся / М. О. Без-Корнилович. – Спб.: Типография III Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1855. – 355 с.
  5. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Полное географическое описание нашего Отечества / сост.: В. П. Семёнов (Тян-Шанский), М. В. Довнар-Запольский, Д. З. Шендрик и др. – Минск: БелЭн, 2006. – 456 с.
  6. Инвентарные описи костёлов Рогачёвско-Быховского деканата и Чериковско-Чаусовского Могилевской губернии, 1899 г. // НИАБ. – Ф. 1781. – Оп. 26. –Д. 1488.
  7. Памятная книжка Могилевской губернии на 1869 г. – Могилев, 1868.
  8. Памятная книжка Могилевской губернии на 1873 г. – Могилев, 1873.
  9. Памятная книжка Могилевской губернии на 1885 год. – Могилев на Днепре, 1885.
  10. Памятные книжки Могилевской губернии за 1900–1912 гг. – Могилев, 1900–1912.
  11. Памятная книжка Могилевской губернии на 1916 г. – Могилев, 1916.
  12. Ведомости о римско-католических церквях, филиях и каплицах Могилёвской губернии, 1840 г. // НИАБ. – Ф. 1781. – Оп. 26. – Д. 1444.
  13. Ведомость о церквах Могилевской архиепархии, составленная в алфавитном порядке, 31 июля 1854 года // НИАБ. – Ф. 1781. – Оп. 25. – Д. 33.
  14. Памятная книжка Могилевской губернии за 1861 г. – Могилев, 1861.
  15. Опыт описания Могилевской губернии: в 3–х кн. Кн. 2 / под ред. А. С. Дембовецкого. – Могилев на Днепре: Тип. Губ. правления, 1884. – 1003 с.
  16. Информанты: Серакова Евдокия Кузьминична, 1925 г. р.; Потылкина Лидия Кузьминична, 1928 г. р.

Автор: С.Ф. Веремеев
Источник: Православие в прошлом и настоящем: сборник научных статей / редкол.: С. А. Черепко (гл. ред.) [и др.]; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2020. – С. 49-55.