Религиозное знание и культура студентов (по данным опроса студентов ГГУ имени Ф. Скорины)

0
55
Религиозное знание и культура студентов (по данным опроса студентов ГГУ имени Ф. Скорины)

От момента появления первых государственных образований на территории современной Беларуси и до выхода Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» 20 января 1918 г. религия играла, если не ведущую, то одну из главных ролей в культуре и образовании [1, с. 371-373]. После выпуска вышеназван­ного декрета наступил период советской квазирелигии с попыткой построения безрелигиозного общества. После распада СССР в 1991 г. Республика Беларусь стала де-юре светским государством, о чем говорит 4-я статья первого раздела Конституции Республика Беларусь [2, с. 4]. Да, в Конституции не говорится об этом прямо, но по совокупности примет светского государства Республика Беларусь является именно таковым. Светскость — это состояние, при котором религия отсутствует в определенных сферах общества, например, в государственной и общественной сфере и / или в умах и обычаях людей [3, с. 2116]. Светскость в советские годы должна была насту­пить в результате секуляризации, в рамках которой проводилась ан­тирелигиозная политика. Перед ее исполнителями встала задача со­здать новую культуру, в фундаменте которой будет отсутствовать наследие религиозной культуры или же оно должно быть макси­мально маргинализировано. Ни для кого не секрет, что этого сделать не получилось. Наступившая эпоха соцреализма не смогла функцио­нировать без предыдущей образной системы, которую дополняло, в том числе и христианство. Но, несмотря на провал в культуре, ан­тирелигиозная политика советской власти успешно смогла реализо­вать себя на бытовом уровне, превратив религиозную самоиденти­фикации в придаток национальной. В последние годы существования СССР и после его распада можно говорить о росте религиозного населения Беларуси, что логично бы отразилось на уровне осведом­ленности людей о религиозных символах и образах в культуре. Раз­личные данные социологических опросов показывают большую до­лю религиозного населения в стране, однако при этом остается неис­следованным вопрос о знаниях, которые имеет население, получаю­щие светское государственное образование. Выдвигая гипотезу дан­ного исследования, мы предполагали получить около 50 % анкет с положительным результатом. Также предполагалось, что наличие религиозных членов семьи и религиозного образования положитель­но скажется на уровне знаний, дав значительное преимущество при решении тестовой части анкеты. Была разработана анкета, состоящая из 62 вопросов. Вопросы для удобства объединены в 5 смысловых разделов. 1 раздел посвящен респонденту, 2 — иудаизму, 3 — христи­анству, 4 — исламу, 5 — общий раздел об образах авраамических рели­гий в культуре.

В опросе приняли участие 220 респондентов в возрасте от 16 до 21 года. 65,5 % опрошенных имеют религиозных членов семьи. 50 % относят себя к христианам, 46,4 % не относят себя ни к одной рели­гии. 95,5 % не получали религиозное образование.

В данных таблицах вы можете ознакомиться со средним коли­чеством баллов набранных в каждом из разделов опроса.

Таблица 1 — Связь самоидентификации и религиозного знания

  «Другое» «Христианство» «Не отношу себя к какой-либо религии»
Иудаизм 2,62/11 3,71/11 3,21/11
Христианство 3,37/14 4,74/14 4,02/14
Ислам 3,12/14 4,9/14 4,51/14
Общая часть 6,37/19 8,3/19 8,01/19
Итог 15,48/58 21,65/58 19,75/58

В данной таблице мы видим незначительную разницу между результатами «Христиан» и теми, кто не относит себя к какой-либо религии. Также у этих групп больше знаний об исламе и исламской культуре нежели о христианстве и связанной с ним общеевропейской культуре. При этом самые низкие результаты показали респонденты, выбравшие “Другое”.

Таблица 2 — Влияние семьи на религиозное знание

  «Да» «Нет»
Иудаизм 3,36/11 3,59/11
Христианство 4,36/14 4,35/14
Ислам 4,56/14 4,84/14
Общая часть 8,11/19 8,05/19
Итог 20,39/58 20,83/58

В данной таблице мы видим, что уровень знаний у респондентов из нерелигиозных семей незначительно, но выше, чем у респондентов из религиозных семей, что противоречит изначальным прогнозам.

Таблица 3 — Взаимосвязь знания и религиозного образования

  «Да» «Нет»
Иудаизм 4,3/11 3,4/11
Христианство 5,9/14 4,3/14
Ислам 5,6/14 4,6/14
Общая часть 8,7/19 8,1/19
Итог 24,5/58 20,4/58

Данный этой таблицы показывают, что наличие религиозного образования положительно сказалось на уровне знаний, но нельзя говорить о его фундаментальном значении.

Проведенное исследование дает основание для следующих вы­водов. В результате секуляризационных процессов было искажено представление о религии и ее значении в жизни людей. Респонденты самоидентифицировавшие себя как «христиане» знают о христиан­стве в среднем меньше, чем об исламе, что дает возможность видеть в этом национальную самоидентификацию, а не религиозную. Также исследование показало, что семья не справляется с ретрансляцией знания о религии, что может быть вызвано предыдущим выводом. Также из исследования мы видим, что религиозное образование ис­пытывает некоторый кризис. Ведь в среднем люди, которые его имеют, не смогли ответить правильно даже на 50 % вопросов. В за­ключении хочу отметить, что светское образование по причинам, ко­торые могут носить объективный и субъективный характер, не дает минимального уровня религиозного знания, который позволил бы распознавать мотивы авраамических религий в культуре и иметь об­щее представление о них. Так, например, на вопросы, которые были связаны со школьной программой, в среднем было получено 33 % правильных ответов. Скорее всего, молодые люди получают сведе­ния о какой-либо религии из СМИ и массовой культуры, что смогло бы объяснить значительно лучшую осведомленность с исламом нежели с христианством и иудаизмом.

Список источников и литературы

  1. Декреты Советской власти: в 18 т. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории акад, наук СССР. — Μ.: По­литиздат, 1957, — Т. 1: 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. — 640 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года: (с изменения­ми и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). — Минск: Амалфея, 2020. — 48 с.
  3. Iversen, И. R. Secularization, secularity, Secularism ∕ И. R. Iversen ∕∕ Encyclopedia of Sciences and Religions; ed.: A. L. C. Runehov Lluis Oviedo. — Springer, Dordrecht, 2013. — 2431 p.

Автор: И.В. Попов
Источник: Православие на Беларуси: история и современность: сбор­ник научных статей / редкол.: Η. Н. Мезга (гл. ред.) [и др.]; Гомель­ский гос. ун-т им. Ф. Скорины, Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2022. — С. 82-86.