Расцвет и упадок иудейской общины Рогачева (1850-е -1950-е гг.)

0
503
Расцвет и упадок иудейская община Рогачева (1850-е -1950-е гг.) 222

Население Беларуси традиционно являлось полиэтническим, что было обусловлено активными геополитическими процессами, прохо­дившими на ее территории*. Каждая этно-конфессиональная группа, проживавшая в регионе, играла значительную роль в его развитии. В полной мере данное утверждение можно отнести и к еврейскому на­селению. Для него период 1850-х — 1950-х гг. являлся крайне слож­ным: многочисленные попытки трансформации религиозной жизни и традиционного уклада в Российской империи сменились атеисти­ческими мероприятиями советского правительства и антисемитской политикой И.В. Сталина. На протяжении данного периода происхо­дило сокращение еврейского населения: если согласно результатам переписи 1897 г., в белорусско-литовских губерниях насчитывалось 724,5 тыс. евреев, то в течение последующих шести десятилетий оно уменьшилось в 5 раз и к 1959 г. составляло 150,1 тыс. человек1.

Указанные тенденции возможно проследить на примере иудей­ской общины города Рогачева (ныне — районный центр Гомельской области), в котором первые еврейские религиозные общины возник­ли примерно в первой половине XVIII в.2

Во второй половине XIX — начале ХХ вв. в городе наблюдался об­щий рост иудейского населения. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что некоторое сокращение численности иудейских общин имело место в начале 1860-х гг. и 1907 г., что может быть связа­но с миграционными процессами и переходом евреев в другие верои­споведания. В целом концентрация еврейского населения в Рогачеве была достаточно высокой и варьировалась от 45 % до 73 % жителей города (см. табл. 1). В 1859 г. в Рогачеве действовала 1 синагога и 5 мо­литвенных школ (все они были деревянными)4. К 1889 г. количество еврейских молитвенных зданий увеличилось до 85.

Таблица 1

Количество иудеев — жителей г. Рогачева, вторая половина XIX — начало ХХ вв.3

Год Количество представителей иудейского вероисповедания % от общего количества населения города
мужчин женщин всего
1853 932 883 1815 67
1859 926 958 1884 62
1862 800 750 1550 53
1889 2035 2332 4367 73
1893 2733 2956 5689 65
1897 2844 2830 5674 58
1898 3576 3479 7055 61
1900 3594 3546 7140 61
1903 3865 3837 7702 55
1904 3910 3877 7787 55
1905 3984 3944 7928 55
1906 6715 6879 13594 65
1907 4783 5549 10332 49
1908 4783 5549 10332 49
1909 4873 5564 10437 45
1910 5950 5954 11904 50
1912 6600 5880 12480 50
1913 6690 5935 12625 50
1914 6760 5970 12730 50

 

В июле 1893 г. Могилевское губернское правление разрешило иу­дейской общине города возвести еще 1 молитвенный дом — на углу Поповской и Новосветской улиц. Предполагалось, что здание будет двухэтажным — с женской галереей, в связи с чем в июле 1894 г. ве­рующие-евреи ходатайствовали о разрешении пристроить к дому ко­ридор, через который можно было бы попасть в указанное помеще­ние. Первоначально строительное отделение губернского правления запретило такую пристройку, но после изучения местности в августе 1894 г. дало разрешение на строительство6 (см. рис. 1).

План строительства молитвенного дома на углу Поповской и Новосветской улиц и пристройки к нему лестницы, 1894 г.
Рис. 1. План строительства молитвенного дома на углу Поповской и Новосветской улиц и пристройки к нему лестницы, 1894 г.7

В конце XIX — начале ХХ вв. в городе было построено еще 2 мо­литвенных дома.

Во второй половине XIX — начале ХХ вв. в Рогачеве имелся 1 ка­зенный раввин, который регулировал деятельность всех иудейских общин уезда. С 5 (или 15) октября 1866 г. на эту должность был назна­чен Хейфиц (Хейфец) Нота Арьевич (Аронович)8, который родился в 1836 г. и окончил Горецкое земельное училище9. 18 февраля 1871 г. он повторно был назначен казенным раввином, и с этого же времени у него появился помощник — Мельник Яков10. В 1905 г. должность Рогачевского городского общественного раввина была вакантной11, в 1907-1912 гг. казенным раввином являлся Мейтин Иосель Довидович12.

Одним из важных направлений деятельности иудейской общины Рогачева являлась организация бесплатного образования для детей неимущих евреев. В начале ХХ в. в городе действовала талмуд-тора, заведующим которой был Вексельман Копель13.

Новый этап в функционировании иудейских общин начался после октябрьского переворота 1917 г.

В мае 1919 г. в Рогачеве случился пожар, в результате чего город примерно на 1/3 был уничтожен (в том числе сгорело 5 синагог, рас­положенных на Школьной площади). К этому времени 1 синагога на­ходилась в ведении советских органов власти, и в ней была расквар­тирована воинская часть. Оставались действующими 5 молитвенных зданий. Собрав незначительные денежные средства, верующие на­чали восстанавливать одну из синагог, находившихся на Школьной площади (частично были возведены стены, после чего строительство приостановилось)14.

Во время проведения кампании по конфискации ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья 28 апреля 1922 г. из синагог и молитвенных домов Рогачева было изъято незначительное количе­ство серебряных вещей общим весом 77 г.15

В ноябре 1923 г., несмотря на жалобы верующих, в Рогачеве было закрыто 1 культовое здание (в документах оно именуется синагогой «Голодцев» или «Голодец»)16. Некоторое время синагога никак не ис­пользовалась, а с весны 1924 г. в ней разместилась военная часть17.

В мае 1925 г. в городе произошел второй пожар, во время которого сгорела Нижегородская синагога, располагавшаяся на одноименной улице. После пожара члены общины получили только часть страхов­ки (остальная сумма оказалась в распоряжении Рогачевского райи­сполкома). За счет нее верующие надеялись окончить строительство синагоги на Школьной площади. Тратить деньги на восстановление Нижегородской синагоги они не хотели, т.к. Нижегородский район находился на окраине города, весной регулярно затапливался, к тому же после пожара жители данного района переселились преимуще­ственно в центр города. В сентябре 1926 г. группа верующих Рогачева в количестве 102 человек пожаловалась в Президиум ВЦИК СССР на действия местных властей. В феврале 1927 г. данный вопрос был заслушан на заседании ЦИК БССР, и ходатайство верующих было от­клонено. Райисполком потратил страховку за сгоревшую синагогу на ремонт «Дворца Труда» и «Дома Союза»18.

Кроме того, в феврале 1926 г. верующие обратились в ЦИК БССР с ходатайством о возвращении им молитвенного здания «Голодец», но оно было безуспешным19. Таким образом, к 1927 г. в Рогачеве осталось 3 действующие синагоги: 1 каменная и 2 деревянные20.

Помимо попыток возвращения и восстановления молитвенных зданий члены иудейской общины города принимали меры по созда­нию благотворительных организаций. 30 декабря 1923 г. в помеще­нии синагоги «Марк-Шул» прошло собрание верующих в количестве 99 человек, которые решили учредить в городе «Общество пособия неимущим евреям». Согласно уставу, целью объединения являлось «доставление средств к улучшению материального состояния бед­ных евреев г. Рогачева без различия пола, возраста, включая и выда­чу средств на жизнь духовному раввину». На том же собрании было избрано организационное бюро предполагаемого общества в количе­стве 10 человек (5 из них были неработающими в силу возраста, 4 — торговцами, 1 — землемером). Самому младшему из них было 39 лет, самому старшему — 76. В тот же день устав общества был направлен в Рогачевскую уездную милицию для регистрации и в различные ве­домства. Если ГПУ БССР сообщило, что с их стороны препятствий к регистрации не имеется, то Народный комиссариат социального обе­спечения БССР высказался против создания такового. Его аргумен­тами стало то, что общество имеет ярко выраженный национальный и религиозный характер. В результате в октябре 1924 г. было оконча­тельно решено устав не регистрировать21.

Определенные сложности для иудейской общины Рогачева воз­никали также в связи с антирелигиозной пропагандой. В частности, в 1930 г. перед праздником Песах КП(б)Б и районным советом Союза воинствующих безбожников был выпущен специальный антирелиги­озный номер газеты (тиражом 500 экземпляров), проведен агитаци­онный вечер22.

После Великой Отечественной войны иудейская община в Рогаче­ве продолжала действовать: по различным подсчетам ее численность составляла от 200 до 300 человек23.

Поскольку синагога была занята воинскими частями, в 1946 г. ве­рующие добились от горсовета разрешения проводить молитвенные собрания в здании на еврейском кладбище. Но 11 вгуста 1948 г. Рогачевский райисполком передал эту постройку в ведение отдела комму­нального хозяйства, и евреи вынуждены были прекратить проводить там молитвы24. Официальной причиной изъятия здания было то, что община не имела регистрации25. В свою очередь, когда в начале 1948 г. община подавала ходатайство о регистрации, ей было отказано по той причине, что она не имела собственного служителя культа26.

7 сентября 1948 г. — накануне религиозных праздников — верую­щие безрезультатно просили разрешить им провести богослужения в частной квартире27.

В следующем 1949 г. с приближением осенних праздников евреи Рогачева также обратились в райисполком с просьбой разрешить им осуществить молитву в частном доме. Поскольку такого разрешения получить не удалось, 4 сентября 1949 г. члены общины направили уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БССР жалобу на действия местных властей. Тем не менее уполномоченный поддержал позицию райисполкома, заявив, что бо­гослужения могут проводиться только в зарегистрированных молит­венных домах28.

С 1950 г. упомянутое выше здание на еврейском кладбище было передано в распоряжение военнослужащих, а с 1955 г. его переобору­довали под клуб. В связи с этим в ноябре 1956 г. группа из 9 верующих обратилась в президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о ликвидации «увеселительного учреждения» и передаче здания рели­гиозной общине. Специальной проверкой на месте было установлено, что здание было возведено в 1908 г. не членами еврейской общины, а сыновьями местного лесопромышленника. К тому же, по сведениям уполномоченного, в Рогачеве не имелось организованной иудейской общины, количество верующих было мизерным (не более 20 человек). Этих аргументов оказалось достаточно, чтобы клуб не закрывать29.

Таким образом, на протяжении исследуемого периода в положе­нии иудейской общины Рогачева произошли кардинальные измене­ния. Из значительной социокультурной общности она превратилась малочисленную группу, которая не могла противостоять бюрократи­ческим препятствиям, созданным советским правительством. Явны­ми признаками упадка также являлось стремительное сокращение количества молитвенных зданий и отсутствие возможности функцио­нирования религиозных благотворительных организаций.


*
Материалы собраны благодаря гранту Центра «Сэфер» при финансовой поддерж­ке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»).

Примечания

  1. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим : Кетер, 1976. С. 325; Т. 8. Иерусалим: Еврейский университет, 1996. С. 304.
  2. Документы по истории и культуре евреев в архивах Беларуси. М.: РГГУ, ЕТСА, ИВО, 2003. С. 110.
  3. Памятная книга по отчету за 1853 год по Могилевской губернии. Могилев: Типография Х. Элияшберга, 1854. С. 23, 25; ПКМГ, на 1861 год, изданная Могилевским губернским правлением. Могилев : Типография Губернского правления, 1861. С. 19; ПКМГ, изданная Могилевским губернским статистическим комитетом. На 1863 год. Могилев: Типогра­фия Губернского Правления, 1862. С. 72-75; ПКМГ на 1890 год. Могилев на Днепре: Типография Губернского правления, 1890. С. 73; ПКМГ на 1895 год. Могилев на Дне­пре : Типография Губернского правления, 1895. С. 387; ПКМГ на 1899 год. Могилев на Днепре: Типография Губернского правления, 1899. Ведомость № 15; ПКМГ на 1900 год. Могилев на Днепре : Типография Губернского правления, 1900. Ведомость № 15; ПКМГ на 1902 год. Могилев на Днепре: Типография Губернского правления, 1902. Ведомость № 16; Адрес-календарь и ПКМГ на 1905 год. Могилев губернский : Типо-литография Я. Н. Подземского, 1905. С. CXI; ПКМГ на 1906 год: издание официальное. Могилев: Губернская типография, 1906. С. XXI; ПКиКМГ на 1907 год. Могилев: Губернская ти­пография, 1906; С. 149; ПКиКМГ на 1908 год. Могилев : Губернская типография, 1907. С. 117; ПКМГ на 1909 год. Могилев : Губернская типография, 1909. С. 51; ПКМГ на 1910 год. Могилев : Губернская типография, 1910. С. 41; ПКМГ на 1911 год. Могилев : Губернская типография, 1911. С. 13; ПКМГ на 1912 год. Могилев : Губернская типогра­фия, 1912. С. XIX; ПКМГ на 1914 год. Могилев : Губернская типография, 1914. С. 27; ПКМГ на 1915 год. Могилев : Губернская типография, 1915. С. 11; ПКМГ на 1916 год. Могилев : Губернская типография, 1916. С. 47.
  4. ПКМГ, на 1861 год… С. 89.
  5. ПКМГ на 1890 год… С. 99.
  6. Прошение жителей г. Рогачева от 12 июля 1894 г.; решение строительного отделения Могилевского губернского правления от 14 июля 1894 г.; прошение уполномоченного Рогачевского еврейского общества от 27 июля 1894 г.; общественный приговор собра­ния евреев г. Рогачева от 24 июля 1894 г., рапорт Рогачевского уездного исправника от 8 августа 1894 г. // НИАБ. Ф. 3363 (Строительное отделение Могилевского губернского правления). Оп. 1. Д. 394 (Дело о разрешении постройки здания еврейской молитвенной школы в г. Рогачеве). Л. 1, 4-6, 11-12.
  7. Там же. Л. 8об.-9.
  8. ПКМГ. На 1869 год. Могилев : Типография Губернского правления, 1868. С. 173.
  9. ПКМГ на 1870 год. Могилев на Днепре : Типография Губернского правления, 1870. С. 217.
  10. ПКМГ на 1871 год. Могилев на Днепре : Типография Губернского правления, 1871. С. 129.
  11. Адрес-календарь и ПКМГ на 1905 год… С. 301.
  12. ПКиКМГ на 1907 год… С. 73; ПКиКМГ на 1908 год… С. 63; ПКМГ на 1909 год… С. 234; ПКМГ на 1910 год. С. 308; ПКМГ на 1911 год… С. 193; ПКМГ на 1912 год… С. XLIV
  13. ПКиКМГ на 1907 год… С. 30.
  14. Заявление группы верующих евреев г. Рогачева в Президиум ВЦИК СССР от 30 сентя­бря 1926 г. // НАРБ. Ф. 6 (ЦИК БССР). Оп. 1. Д. 906 (Выписка из протокола заседаний окружной комиссии по отделению церкви от государства и заявления верующих граждан Могилевского округа о возвращении им молитвенного здания). Л. 158.
  15. Полесская правда. 1922. 4 мая. С. 2.
  16. Выписка из протокола заседания Малого Президиума ВЦИК РСФСР от 26 ноября 1923 г. // Государственный архив Гомельской области. Ф. 9 (Административный отдел Гомельского губисполкома). Оп. 1. Д. 30 (Переписка с губисполкомом, уисполкомами и отделениями милиций о закрытии молитвенных домов). Л. 25.
  17. Заявление группы верующих евреев г. Рогачева председателю ЦИК БССР от 22 февраля 1926 г. // НАРБ. Ф. 4-п (ЦК КПБ). Оп. 1. Д. 2424 (Тезисы докладов и статьи о нацио­нальной политике советского государства, борьбе с сионизмом и клерикализмом, уставы еврейского религиозного общества в г. Мозыре, союза прихожан еврейских синагог и молитвенных домов Ваад-Гадоси, еврейских погребального братства и общества похо­ронных процессий в г. Бобруйске, переписка с ЦИК, НКВД БССР, Центральной комисси­ей по отделению церкви от государства при НКВД БССР о регистрации этих обществ.). Л. 228.
  18. Заявление группы верующих евреев г. Рогачева в Президиум ВЦИК СССР от 30 сентября 1926 г.; выписка из протокола заседания ЦИК БССР от 16 февраля 1927 г. // НАРБ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 906. Л. 157-159, 161.
  19. Заявление группы верующих евреев г. Рогачева председателю ЦИК БССР от 22 февраля 1926 г. // НАРБ. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 2424. Л. 228.
  20. Заявление группы верующих евреев г. Рогачева в Президиум ВЦИК СССР от 30 сентября 1926 г. // НАРБ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 906. Л. 157.
  21. Заявление организационного бюро «Общества пособия неимущим евреям» в Рогачевскую уездную милицию от 30 декабря 1923 г.; анкетные сведения о членах оргбюро «Общества» за 1923 г.; письмо заместителя наркома внутренних дел в Наркомат соцобе­спечения БССР от 27 июня 1924 г.; протокол общего собрания евреев-жителей г. Рогачева от 30 декабря 1923 г.; устав «Общества», письмо наркома соцобеспечения в НКВД БССР от 5 июля 1924 г.; письмо наркома внутренних дел в Бобруйскую окружную милицию от 17 октября 1924 г. // НАРБ. Ф. 34 (НКВД БССР). Оп. 1. Д. 197 (Устав и переписка о регистрации «Общества пособия неимущим евреям»). Л. 1, 3, 5-7, 11, 20, 24.
  22. Киржниц А. Трудящиеся евреи в борьбе с религией (Из итогов 1929-1930 гг.). М. : Без­божник, 1931. С. 42.
  23. Информационный отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Со­вете Министров СССР по БССР за 4-й квартал 1948 г. // НАРБ. Ф. 952 (Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БССР). Оп. 2. Д. 14 (До­кладные записки уполномоченного, переписка с Советом о деятельности религиозных общин и сект). Л. 139.
  24. Докладная записка уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БССР от 30 октября 1948 г. // Там же. Оп. 1. Д. 11 (Докладные за­писки и сведения Уполномоченного Совета о деятельности религиозных общин). Л. 221.
  25. Решение Рогачевского горисполкома от 12 августа 1948 г. // Там же. Д. 13 (Материалы о деятельности религиозных общин /решения исполкомов местных Советов, заключения Уполномоченного, акты, переписка, жалобы/). Л. 396.
  26. Докладная записка уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БССР от 20 января 1948 г. // Там же. Д. 12 (Докладные записки и переписка с Советом по делам религиозных культов о деятельности религиозных общин). Л. 2; Решение Рогачевского райисполкома от 11 августа 1948 г. // Там же. Д. 14 (Заявления и жалобы верующих и духовенства). Л. 172.
  27. Информационный отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Со­вете Министров СССР по БССР за 3-й квартал 1949 г. // Там же. Оп. 2. Д. 20 (Информа­ционные отчеты уполномоченного Совета. Планы работы уполномоченного, сведения о деятельности религиозных общин и сект). Л. 121-122.
  28. Заявление верующих евреев г. Рогачева уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БССР от 4 сентября 1949 г.; письмо уполно­моченного верующим от 7 сентября 1949 г. // Там же. Оп. 1. Д. 18 (Материалы о дея­тельности религиозных общин и сект /решения исполкомов местных Советов, заключе­ния Уполномоченного, докладные записки, переписка, жалобы и заявления верующих/). Л. 199-200.
  29. Письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Гомельской области уполномоченному по БССР от 26 ноября 1956 г.; заявление верующих евреев г. Рогачева в Президиум Верховного Совета СССР от 5 ноября 1956 г. // Там же. Оп. 3. Д. 3 (Письма, жалобы и заявления верующих и духовенства и переписка по их рассмотрению). Л. 239, 243.

Автор: К.Г. Карпекин
Источник: Евреи Европы и Ближнего Востока: наследие и его ретран­сляция. История, языки, литература, культура: Материалы международной научной конференции памяти Э. Брамсон-Альпернене 23 апреля 2017 г. / отв. ред. М. О. Мельцин; Пе­тербургский ин-т иудаики. — Санкт-Петербург, 2017. — 340 с.: ил. — (Труды по иудаике. Сер. «История и этнография». Вып. 12). Ст. 168-176.