Ранние православные памятники Гомеля (XI-XIII века)

0
456
Ранние православные памятники Гомеля (ХІ-ХІІІ века)

Изучение духовной истории средневекового населения Юго-Восточной Беларуси имеет давнюю традицию. Археологический материал, связанный с исследованием верований радимичей и процессом их христианизации, проанализирован в XX в. Б. А. Ры­баковым и В. В. Богомольниковым [3; 4]. Но первые исследователи средневековой культуры Белорусского Поднепровья оперировали скудными летописными свидетельствами и результатами раскопок курганов. Памятники средневековой материальной культуры Гомеля послужили базой для наблюдений над развитием городской региональной духовной жизни. При этом автор полагает, что от однозначной трактовки проявлений духовной культуры, изучаемых археологическими методами, следует воздержаться. Можно видеть лишь общую тенденцию, но не более.

Крещение Руси и его последствия ярко проявились в археологическом материале Гомеля. Строительство каменных церквей в Гомии началось в XII в. — именно в тот период, когда город и волость создали необходимый экономический потенциал для содержания удельного княжества и сопутствующей ему церковной организации. Поздние документы называют 4 храма, которые существовали до «румянцевской» перепланировки конца XVIII — начала XIX в. «Древнейшим» храмом Гомеля, который стоял в замке и известен с конца XV в., краевед Л. А. Виноградов называл Никольский собор [5, с. 9; 6, с. 309]. Еще три церкви (Рождества Богородицы, Троицкая, Спасская) упоминаются с XVI в. [7, с. 10-18]. Перепланировки Гомеля оставили мало шансов найти остатки храмов эпохи Руси. Однако есть свидетельства их существования. К таковым относятся находки в культурных слоях обломков присущего для церковного зодчества материала — плинфы. Этот кирпич распространился на Руси вместе с Крещением. Почти вся гомельская плинфа имеет толщину 3,5-4,0 см. Такой параметр кирпича характерен для культовых памятников Южной Руси XI­XII вв. [8, с. 7-49]. Примечательной находкой из сооружения первой половины XIII в. (окольный город, раскопки 1987 г.) выступает обломок кубика смальты. Производство смальты на Руси было вызвано к жизни началом храмового строительства [9, с. 183].

Существование в Гомии храмов нельзя поставить под сомнение. Одно из подтверждений тому — предметы церковной утвари. Их находки сделаны на усадьбе первой половины XIII в., где находилась литейная мастерская (окольный город, 1987 г.). Здесь найдены обломки колокола, а также бронзовый цепедержатель церковной лампады. Такие детали светильников (в т. ч. в составе целых изделий) известны в слоях XII — первой половины XIII в. ряда древнерусских памятников [10, табл. IV: 1-3; 11, с. 4, табл. XVI: 15, 1; 12, табл. XVI: 7; XXI: 4; 13, с. 120; рис. 65: 1; 14, с. 167-180; 15, с. 123, рис. 35]. Гомельский цепедержатель имеет признаки брака, т. е. отливался на месте. Показательна ещё одна находка — книжная застёжка из цветного металла. Как известно, большинство книг на Руси имело отношение именно к церковной культуре. Находки на окольном городе Гомеля показывают, что работавшая здесь мастерская была ориентирована на удовлетворение заказов церкви в части изготовления, оснащения и ремонта предметов храмовой утвари. Но история связей рассматриваемого участка околоградья с церковной жизнью на­чалась ранее. В остатках постройки второй половины XI-XII вв. (раскопки 1987 г.) найдена литургическая чаша из цветного

металла. Остатки редкой в археологическом материале Руси церковной утвари найдены и при раскопках детинца (1988 г.). Здесь обнаружена бронзовая (медная) деталь лампады-хороса. Анало­гичные части хоросов обнаружены при раскопках Воскресенской церкви XII в. в Переяславе-Хмельницком и в Митрополичьем саду Киево-Печерской Лавры [16, рис. 2:3]. В отложениях второй половины XII в. выявлены остатки бронзового (медного) водолея — атрибута церковной культуры XII-XIV вв. На дне рва детинца Гомия (раскопки 1988 г.) в слое XI в. выявлен каменный крестик, окончания которого одеты в свинцовые или оловянисто-свинцовые оправы. Данное изделие могло являться элементом головного убора священнослужителя — митры.

Предметы личного благочестия выступают источником по исследованию культурных изменений, которые имели место в Гомии и его окрестностях в период распространения православия. Среди них представлены нательные кресты. В Гомельском Поднепровье тельники появляются в конце X-XI в. Второй половиной XI — началом XII в. датирован гомийский костяной тельник с изображениями креста (окольный город, раскопки 1987 г.). На посаде (раскопки 1989 г., вторая половина XI — начало XII в.) найден бронзовый крест с «шариками» на концах. Он имеет много аналогий. В Волковыске подобный крест происходит из слоя XII в. [17, с. 41, рис. 13:16]. Особую серию нательных крестов составляют мраморные «корсунчики». Они широко известны по всей Руси и ввозились из крымских владений Византии. В слое посада (раскопки 2001 г., XI — начало XII в.) встречен «корсунчик»,

изготовленный из серо-зеленоватого мрамора. К первой половине XIII в. относится «корсунчик» из слоя оборонительных сооружений детинца. Он изготовлен из розового пестрого камня. Кресты-складни (энколпионы) — особый тип предметов благочестия. Он выступал спутником духовенства и паломников. Первые складни Руси ведут происхождение из Византии. В 1986 г. на окольном городе Гомия найдена створка бронзового энколпиона c остатками изображения. Аналогичный складень открыт в могильнике Курганье (Жлобинский район) [18, с. 358]. В Новгороде Великом такие энколпионы датированы XII в. [19, с. 57, рис. 18:1, 2]. На гомельском посаде в сооружении второй половины XI-XII вв. найдена створка складня с изображением Богоматери Оранты. Целый мощевик такого типа найден в 1980 г. на селище Новоселки в Ветковском р-не Гомельской обл. [20, с. 135, рис. 110:3]. Сходные складни Руси датируются XII-XIII вв. [21, с. 108; 22, с. 35; 23, с. 113-124; 24, с. 90-91, рис. 3:3].

Духовная культура города начала распространения христианства имела особенности. К проявлениям языческого начала относятся обереги (клыки животных, топорики с «перуновыми» знаками и пр.). Сосуществование христианских и языческих культовых вещей отражает реальный мир сложения православных верований в местных условиях. Здешняя традиция восприняла и не отвергла ту часть народных представлений, которые не противоречили основным догматам церкви. Почитание креста было одинаково близко и язычнику, и христианину. С этим связано распространение оберегов, имеющих в основе символику креста, в т. ч. у радимичей [4, рис. 10-11]. На берегу Сожа в Гомеле мною поднят обломок бронзовой подвески с включенным крестом. Она имеет немало аналогий. В Новгороде подобное изделие встре­чено в слое XII в. [19, рис. 14:1]. Особую категорию оберегов, кото­рая в единое целое сводит некоторые ученые версии о языческих и христианских космогонических представлениях наших предков, представляют поливные керамические яйца-писанки. Они известны по всей Руси, их обломки найдены и в Гомеле. В Новгороде Вели­ком они датируются X — концом XII в. [25, рис. 7]. Такие обереги выступали символами плодородия и возрождения [26, с. 119-143].

Памятники эпиграфики и сфрагистики составляют одну из самых интересных групп находок из Гомия. Сфрагистический материал представлен двумя свинцовыми печатями. Они свидетельствуют об активном участии светской власти и церкви в жизни города. В 1990 г. Н. В. Бычков обнаружил первую гомельскую буллу. Печать несет изображение святого и сокращен­ную греческую надпись: «Господи, помоги рабу своему Феодору». Такие моливдовулы бытовали на Руси с середины XI до начала XII в. [20, с. 128, рис. 13; 27, с. 13-14]. Печать следует отнести князю Мстиславу Владимировичу Великому, сыну Владимира Мономаха. Пребывая на великом киевском столе в 1125-1132 гг., он был последним «единодержавным» правителем Руси. Вторая печать выявлена в нашем раскопе 1995 г. на окольном городе. На ней изображены Архангел Михаил и Святой Кирилл, что подтверждают надписи. На буллах такого типа изображались небесные патроны князя и его отца. Аналогии печати есть в Новгороде и Киеве [27, с. 203-204, табл. 17, 58, № 188: 1,2; 28, с. 405-407, рис. 174б]. В. Л. Янин определил такие печати как принадлежащие черни­говскому (1164-1176 гг.) и великому киевскому (1180-1194 гг.) князю Святославу Всеволодовичу [20, с. 138-139, рис. 114].

Свидетельством распространения грамотности, связанным с христианизацией, являются орудия для письма — писала. В Гомеле их найдено 4 [20, с. 139, рис. 115:2]. По великоновгородским аналогиям они датируются второй половиной XI — началом XIV в. [29, с. 76-78]. В постройке первой половины XIII в. (окольный город, 1987 г.) выявлены остатки деревянной мисы [20, с. 139-140, рис. 116]. Изделие напоминает мисы Новгорода Великого типа III, бытовавшие в середине XI — начале XIV в. [25, с. 175, рис. 10]. Поверхность мисы покрыта орнаментом, на ее поддоне — остатки надписи: [ГОСПОД]Н ПОМОЗН РАБУ [СВОЕМУ ФЕО]ДОРЪВН. Аналогичные надписи представлены в эпиграфических памятниках Руси [28, с. 395, рис 170].

Изучение памятников Гомия и земли радимичей в целом привело к выводу о том, что первые успехи церкви по распространению право­славия проявляются здесь в конце X — первой половине XI в. Тради­ционная языческая культура населения начала решительно терять свои материальные и духовные основы под давлением феодализации и христианизации в XII — начале XIII в. Многолетние раскопки в Гомеле говорят о противоречивых процессах конфессиональной истории Гомельского Поднепровья в период ранней истории Руси. Гомий XII — начала XIII в. выступал заметным центром христианской духовности с развитой церковной организацией. Здесь не только существовали каменные храмы, но и было налажено производство церковной утвари, а также предметов личного благочестия.

Список источников и литературы

  1. Полное собрание русских летописей / М.: Изд-во вост. лит., 1962. — Т. II. — 938 стб.
  2. Зайцев, А. К. Черниговское княжество / А. К. Зайцев // Древнерусские княжества X-XIII вв.; редкол.: Л. Г. Бескровный [и др.]. — М.: Наука, 1975. — С. 57-117.
  3. Рыбакоў, Б. А. Радзімічы / Б. А. Рыбакоў // Працы сэкцыі археолегіі. — Менск, 1932. — Т. III. — С. 81-153.
  4. Богомольников, В. В. Радимичи (по материалам курганов X-XII вв.) / В. В. Богомольников; под ред. О. А. Макушникова. — Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. — 226 с.
  5. Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 / Л. Виноградов. — М.: Тип. Н. Н. Шарапова, 1900. — 48 с.
  6. Жудро, Ф. А. Город Гомель. Географическо-статистический очерк / Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло // Записки Северо-за­падного отдела Императорского Русского географического общества. — Вильна, 1911. — Кн. 2. — 246 с.
  7. Макушнікаў, А. Гісторыка-тапаграфічны агляд Гомельскага замка і месца XVI-XVIII ст. / А. Макушнікаў // Гомельшчына: старонкі мінулага; рэдкал.: У. М. Канавалаў [і інш]. — Гомель, 1996. — Вып. 2. — С. 10-18.
  8. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X-XIII вв. / П. А. Раппопорт // Свод археологических источников СССР. — Л.: Наука, 1982. — Вып. Е 1-47. — 136 с.
  9. Щапова, Ю. Л. Стекло Киевской Руси / Ю. Л. Щапова; под ред. А. В. Арциховского. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 215 с.
  10. Мезенцева, Г. Г. Давньоруське місто Родень: Княжа Гора / Г. Г. Мезенцева. — Кив: Наукова думка, 1968. — 183 с.
  11. Довженок, В. Й. Древньоруське місто Воінь / В. Й. Довженок, В. К. Гончаров, Р. О. Юра; під ред. Д. І. Бліфельда. — Кив: Наукова думка, 1966. — 148 с.
  12. Гончаров, В. К. Райковецкое городище / В. К. Гончаров. — Киев: Изд-во АН УССР, 1950. — 219 с.
  13. Воронин, Н. Н. Древнее Гродно: По материалам археологи­ческих раскопок 1932-1949 гг. / Н. Н. Воронин // Материалы и исследо­вания по археологии СССР. — № 41. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 240 с.
  14. Пуцко, В. Г. Вщижская лампада: осветительные приборы в русском храме ХП-ХШ вв. / В. Г. Пуцко // Деснинские древности: мат-лы межгосударств. научн. конф., посвящ. памяти Ф. М. Заверняева; ред. Е. И. Прокофьев. — Брянск: Изд-во Клинцовской гор. типогр., 2006. — С. 167-180.
  15. Седова, М. В. Ярополч Залесский / М. В. Седова; под ред. А. В. Кузы. — М.: Наука, 1978. — 159 с.
  16. Харламов, В. О. Нові дослідження Воскресенськоі церкви в Переяслав-Хмельницькому / В. О. Харламов, Г. В. Трофименко // Археологія. — 1992. — № 3. — С. 133-138.
  17. Зверуго, Я. Г. Древний Волковыск (X-XIV вв.) /Я. Г. Зверуго. — Минск: Наука и техника, 1975. — 144 с.
  18. Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыклапедыя / Беларуская энцыкл. імя П. Броўкі; рэдкал.: В. В. Гетаў [і інш.]. — Мінск: БелЭн, 1993. — 702 с.
  19. Седова, М. В. Ювелирные изделия Новгорода Великого (X-XV вв.) / М. В. Седова; под ред. Б. А. Колчина. — М.: Наука, 1981. — 194 с.
  20. Макушников, О. А. Гомельское Поднепровье в V — середине XIII вв.: социально-экономическое и этнокультурное развитие: моно­графия / О. А. Макушников; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. — 221 с.
  21. Кошман, В. І. Паселішчы міжрэчча Бярэзіны і Дняпра ў X-XIII стст. / В. І. Кошман. — Мінск: Беларус. навука, 2008. — 281 с.
  22. Толочко, П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков / П. П. Толочко. — Киев: Наукова думка, 1980. — 224 с.
  23. Зоценко, В. Н. Об одном типе древнерусских энколпионов / В. Н. Зоценко // Древности Среднего Поднепровья: сб. научн. тр. / Ин-т археологии АН УССР; отв. ред. И. И. Артеменко. — Киев: Наукова думка, 1981. — С. 113-124.
  24. Пекарська, Л. В. Давньоруські енколшони в збірці музею історші м. Киева / Л. В. Пекарська, В. Г. Пуцко // Археологія. — 1989. — № 3. — С. 84-94.
  25. Колчин, Б. А. Хронология новгородских древностей / Б. А. Колчин // Новгородский сборник: 50 лет раскопок Новгорода. — М.: Наука, 1982. — С. 156-177.
  26. Клингер, В. Яйцо в народном суеверии / В. Клингер // Сб. в честь Ю. А. Кулаковского. — Киев, 1911. — С. 119-143.
  27. Янин, В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Печати X — начала XIII вв. / В. Л. Янин. — М.: Наука, 1970. — Т. 1. — 165 с.
  28. Новое в археологии Киева / Редкол.: П. П. Толочко [и др.]. — Киев: Наукова думка, 1981. — 455 с.
  29. Медведев, А. Ф. Древнерусские писала X-XV вв. / А. Ф. Медведев // Советская археология. — 1960. — № 2. — С. 63-88.


Автор:
О.А. Макушников
Источник: Православие в общественной жизни: традиция и современность: сборник научных статей / редкол.: Н. Н. Мезга (гл. ред.) [и др.]; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. — С. 4-10.