Поясная одежда народов Восточной Европы. Неглюбский строй

0
101
Неглюбский строи и девушки Гомель

Поясная одежда типа поневы, или запаски, восходит, видимо, к периоду племенного быта восточных славян, когда словом «понева, плахта» обозначали полотнище ткани, покрывало, накидку, платок, что позволяет выводить этот тип одежды к тому времени, когда простейшее одеяпие из куска ткани имело разное значение. Такая поясная одежда известна многим народам Восточной Европы: русским (поневы распашная, глухая, снованка), украинцам (обгортка, плахта, дерга, запаска), белорусам (понева распашная, глухая, плахта), молдаванам (катринце), гуцулам (запаска, обгортка), в Закарпатье (задне), болгарам, сербам, полякам, словакам, чехам.

Повсеместно с течением времени древний тип женской поясной одежды выходил из употребления, вытесняемый другими формами одежды. В конце XIX — нач. XX вв. на территории Белоруссии ши­роко распространился андарак. Лишь на Витебщине, Могилевщине и Гомельщине (Поднепровье) сохранялась глухая понева и плахта, колышка, па Турово-Мозырщине — запаска, а в западной части Полесья бытовала тяжелая браная бурка, восходящая к типу поневы с прошвой. Дольше всего понева (плахта) на территории Белоруссии сохранялась в Неглюбском строе.

Неглюбский праздничный женский костюм состоял из вышитой льняной рубахи, поневы, черного суконного фартука, плетеного пояса, запииы, тканого платка. Дополняли его многочисленные украшения из лент, бус, бисера, гусиного пуха и т. д. Неглюбский строй долго сохранял свою архаичность и только в 1920-е годы принял безрукавку-«карсет».

Неглюбская понева состоит из двух полок специального «поневиого» полотна, сшитых между собой до середины или 2/3 длины. Размер ее — 180×90. Шов и края обработаны шерстяными нитками красного и зеленого цветов.

Ткали поневное полотно техникой браного ткачества, исполь­зуя 4—5—6 нитей, одну или две доски для набирания. При тка­честве использовали шерстяные нити черного (синего), красного, желтого, оранжевого цветов, белые, льняные и конопляные. Снование и ткачество поневы требовали особых умений, т. к. понева была самой сложной по технике исполнения частью одежды.

Узоры понев — клетки размером от 2 до 8 см, заполненные геометрическими орнаментами. Встречаются поневы двух видов: с использованием красного цвета и без него. Полосы красного цве­та, пересекаясь, образуют большие клетки, каждая из которых заполнена четырьмя меньшими, узорными. Кромки поневного по­лотна располагаются с обеих сторон, при сшивании более широкая располагается ближе к центру. Узор кромки — чередующиеся по­лоски разного цвета, напоминающие колоски (пальцы). В поневах основной узор выполнен без нитей красного цвета, в кромках он присутствует обязательно, в нитях основы и утка.

Сотрудниками Ветковского музея народного творчества зафик­сировано более 25 названий узоров на поневах, большей частью в Неглюбке. В коллекции музея — поневы с 10 разными названия­ми. Названия узоров неглюбских понев: «альхоўка», «валоўкі», «круги», «казлы», «рагатая» и т. д. По узору давали название всей поневе.

Хорошо известна обрядовая роль одежды. Именно через нее человека как бы вводили в мир — семьи, рода, деревни. Перемены в одежде обозначали основные периоды в жизни человека (переход в новую возрастную группу, замужество).

Благодаря тому, что в Неглюбке архаичный строй костюма сохранялся еще в середине XX в., также долго наблюдался обычай возрастной перемены одежды.

Дети в Неглюбке носили льняные рубахи, с поясом. С 5—6 лет мальчики начинали носить штаны, девочки — поясную одежду («колышка»). Два прямоугольных куска поневного полотна, не сшитые друг с другом, крепились на поясе в виде фартуков (спере­ди и сзади). Колышки носили девушки до наступления половой зрелости, даже если их ровесницы уже носили поневы. Исследова­тели отмечают, что ношение (одевание) поневы символизировало совершеннолетие девушки, переход ее в разряд невест. После свадьбы женщины носили поневы, используя колышку как рабо­чую одежду. Наиболее нарядные поневы, с использованием красного цвета при ее ткачестве, носили молодые женщины. Женщины стар­шего возраста надевали поневы темных цветов.

Аўтар: И.Ю. Чижова
Крыніца: Краеведение – основа духовного и нравственного возрождения общества: научно-практ. конф. (Гомель, 10-11 декабря 1997 г .). – Гомель, 1997. Ст. 62-63.