Походная Георгиевская церковь 160 Абхазского пехотного полка во второй половине XIX в.

0
237
Походная Георгиевская церковь 160 Абхазского пехотного полка во второй половине XIX в.

Дореволюционная история гомельских церквей освещалась в Могилевских Епархиальных Ведомостях, Памятной книжке Могилевской губернии [1], трудах Виноградова Л., [2], Жудро Ф., Сербова И., Довгялло Д. [3]. С конца XX в. значи­тельная роль в освещении означенной темы принадлежит церковному краеведению. Следует отметить работы выпускников Мин­ской духовной семинарии по церковной истории региона: Новик Е. [4], Дубяго В. [5], Губаревича Р. [6], Прищепова Г. [7], Пшенко Г. [8], а также доцента Минской Духовной Ака­демии Слесарева А.В. [9]. Историю гомель­ских церквей изучала гомельский историк Ященко О.Г. [10], архитектурные особенно­сти церквей исследуют академик Локотко А.И. [11], Морозов В.Ф. [12], Малков И.Г. [13], Маликов Е.Р. [14].

Для создания архива Гомельской епар­хии была образована Церковно-историче­ская комиссия. На базе личных архивов ее членов создаются книги по истории прихо­дов региона. Автором статьи установлено, что до 1914 г. на Гомельщине действовали 173 православные церкви [14; 15]. 15 гомель­ских церквей классифицированы в предыду­щих исследованиях [16; 17]. История право­славия Жлобинского и Рогачевского районов освещается в (13) книгах Потапова В.А. и Шуканова Н.А., в (5) книгах семьи Шеста­ковых исследуются церкви Гомельского района [14]. В серии «Духовное наследие Гомельщины» изданы книги Цыкунова С.В. «Исторические сведения о приходах Гомель­ской епархии» [18]; Цыкунова С.В. и Козло­вой Н.Н. «Чонский монастырь. История и судьбы» [19], готовится к выпуску «Скитковский монастырь» Ананьева А.А. [14]. В числе неисследованных церквей регио­на — походная Георгиевская церковь (Канце­лярия Главного Священника Армии и Флота) 160 Абхазского пехотного полка. Цель дан­ной работы: на базе выявленных архивных документов воссоздать историю указанной церкви.

«Кавказский» период

Одновременно с формированием 160 Абхазского пехотного полка 6 ноября 1863 г. была основана поход­ная церковь. Именно тогда полк получил свое название, отличившись при покорении народов Северного Кавказа: адыгов, абха­зов. Полк также отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., при покорении мощных крепостей Карса и Эрзерума (также уча­ствовал в Русско-японской войне 1904­-1905 гг.) [20, л. 2].

С 1863 г. церковь находилась в городе Могилеве, в каменном здании Борисоглеб­ской церкви, что подтверждают сохранив­шиеся метрические книги полка [20, л. 5-7]. Антиминс для нее, во имя Св. Георгия Побе­доносца, был освящен Евсевием, Архиепи­скопом и Экзархом Грузии 15 декабря 1863 г. [20, л. 9,57]. На его приобретение было вы­слано 3 рубля 50 копеек серебром в г. Влади­кавказ, согласно документу, подписанному Стефаном Гумилевским, членом Святейше­го Правительственного Синода, Главным Священником армии и флота, протопресви­тером и кавалером. Документ также заверен Благочинным 40-пехотной дивизии 5 Кутаис­ского полка (в состав которого входил 160 полк) Николаем Гиацинтовым [20, л. 113]. Этот антиминс упоминается в описях цер­ковных вещей и оценивается как достаточно прочный до 1911 г. [20, л. 2; 21, л. 5; 22, л. 30].

Богослужения в церкви совершал воен­ный священник, приписанный к 160 Абхаз­скому полку: в ней служили в 1863-1886 гг. — Феодор Михайлов [21, л. 90,111-118, 125, 133, 160, 165]; в 1886-1901 гг. — Иоанн Сте­фанович Яроцкий (с 1897г. — вторым священ­ником) [21, л. 6, 59, 60]; с 1897 по 1917 г. — Павел Иоаннович Горанский [21, л. 47; 22, л. 2; 23, л. 3, 12]. Выявлены послужные спи­ски И. Яроцкого [21, л. 59] и П. Горанского [21, л. 6].

Послужного списка Ф. Михайлова вы­явить в НИАБ не удалось, установлено толь­ко, что он родился в 1818 г. [21, л. 1]. Ниже­приведенное описание принадлежащих ему церковных вещей с надписями — креста и епитрахили — характеризует его как истин­ного пастыря «…в ризнице, на видном ме­сте …находится медно-высеребренный ста­рый крест. Как свидетельствует надпись на обратной стороне креста, 6 ноября 1877 г., при штурме Арабов-Тавия (главного форта крепости Карса) крест два раза был выбит из рук полкового священника Феодора Михай­лова … у которого при этом в 2 местах про­стрелен епитрахиль; а сам он ранен и конту­жен в левую руку; крест поврежден в 4-х местах…» [20, л. 5-7]. Следовательно, свя­щенник в решающие моменты боевых дей­ствий находился с солдатами полка. Указан­ные вещи были особо почитаемы и бережно хранились военными полка и прихожанами церкви и присутствуют в описях ризничных вещей до 1911 г. [20, л. 11; 21, л. 9+об.; 22, л. 59+оборот]. К притчу, кроме священника Ф. Михайлова, относились полковой церков­ник, унтер-офицер 160-го Абхазского полка Андрей Палостров и церковный староста капитан А. Стуков [20, л.10].

Архивные документы сохранили опись церковного имущества походной церкви, вы­данной в 1864 г., за собственноручной под­писью строителя церкви, инженера военной Бобруйской дистанции, полковника Кюстера. Главная и ризничная опись церкви включала в первой части: алтарь, предалтарный ико­ностас и иконы, иконостас и иконы в прочих местах храма; иконы притвора; лампады, подсвечники. Во второй части имелись: 6 Евангелий; 7 напрестольных крестов, свя­щенно-служебные сосуды: дарохранитель­ница, кадила, стихарь; блюдца; сосуды для водоосвещения. Отдельно описаны 5 риз; облачения священника и диаконские.

В ее третьей части описаны 250 книг на­зидательного и религиозно-нравственного содержания; а также билеты сохранной каз­ны и хозяйственные документы [21, л. 182­183]. Следовательно, для походной церкви утвари было достаточно, что утверждается в документах вплоть до 1911 г. [20, л. 30; 21, л. 34]. До настоящего времени в НИАБ до­статочно сохранились следующие докумен­ты: «Наставление в преподавании Закона Божьего» [21, л. 177-178]; «Порядок наблю­дения литургии» [21, л. 174+оборот, 175, 176]; «Указ святейшего правительственного Синода от 21 марта 1780 г. «О покаянии» [21, л. 180-182]; «Обязанности супругов, приняв­ших крещение» [21, л. 165+обор]; «Чин о присоединении иноверцев к православию» [21, л. 127]. Воинские победы солдат и офи­церов 160 полка были высоко оценены, о чем свидетельствует «Рескрипт его импе­раторского Величества, императора Алек­сандра», подписанный в Царском Селе в 1864 г. «по окончанию многолетней вой­ны, вследствие присоединения Кавказа сле­дует: учредить особый крест во имя покоре­ния Кавказа и его непокорных племен; для особо отличившихся в военных действиях необходимо учредить особую медаль; умень­шить срок службы для нижних чинов, посту­пивших на службу до 8 сентября 1864 года, с 20 до 15 лет; всем, кто отслужил в полку 15 лет, разрешить выход в отставку; умень­шить срок полевой службы до 15 лет, внут­ренней — до 7 лет» [21, л. 136]. В деле име­ется портрет императора Александра [21, л. 126].

Православные должны были причащать­ся минимум раз в год, за установленным правилом следил полковой священник, о чем свидетельствуют подлинные исповед­ные ведомости, представляемые в Духовное управление Благочинному 40-пехотной ди­визии, копия сдавалась в церковный архив [20, л. 30]. Сохранившиеся ведомости за 1864, 1901, 1907, 1908, 1910 гг. воссоздают фамильный, количественный и возрастной состав полка, иерархию военнослужащих. В Святую 4-десятницу 1864 г. исповедова­лись и причастились 2889 человек, среди них жены и дети военнослужащих. Первыми причастились священник Ф. Михайлов (46 лет) и командир полка Романов Федор Александрович (45 лет); затем — 116 офице­ров: полковники, подполковники, 5 майоров, 3 капитана, 4 поручика, 2 подпоручика; также унтер-офицеры, прапорщики, фельдфебели, рядовые, оружейники, денщики, плотники, кузнецы, надзиратели, лазаретные служите­ли, писари, фельдшеры, цирюльники. При­чем отдельно отмечается, что из них 95 че­ловек нестроевых [21, л. 1-66].

Количественный состав полка менялся, причем учитывались и военнослужащие, их жены, дети, нестроевые; отдельно выделя­лись инославные. Так, в 1901 г. насчитыва­лось — 1580 [22, л. 29, 33], в 1907 г. — 2493, в 1908 г. — 2004, 1910 г. — 1677 человек [24, л. 18, 20]. Метрические книги с 1864 г. сооб­щают ежегодное количество родившихся, крещенных и погребенных в полку. Так, в 1895 г. были крещены 23 человека, погре­бены — 47 человек; осуществлено 6 таинств венчаний [25, л. 80-90], в 1899 г. — родились и крещены 22 человека, венчаны — 4, погре­бены — 9 человек [26, л. 152].

Полковой священник Ф. Михайлов внима­тельно следил за соблюдением христиан­ских обрядов и постов, что подтверждает ра­порт № 2482 о говении полка в станице Хабальская, составленный Благочинному сороковой пехотной дивизии Н. Гиацинтову [21, л. 135]. Большое внимание уделялось нравственному облику солдат и офицеров. В случае нарушения христианских запове­дей налагалась епитимья, в частности «за прелюбодеяние рядовому Клементьему Андрею и майору Самойловичу», затем «вследствие покаяния майора Самойловича за прелюбодеяние с женой писаря епи­тимья ему была снята» [21, л. 110,114-118].

Часто начальники станиц, где распола­гался полк, подавали рапорта клирикам с просьбой о заключении брака. Священник Ф. Михайлов выдал разрешение на заключе­ние брака следующим военным: унтер-офи­церу Себастьяну Яковлеву на брак с вдовою казака из казачьей станицы Устиньей Тихо­новой [21, л. 90]; поручику Владимиру Семе­нову разрешение на брак с вдовой казака И. СтроковаНатальей [21, л. 94]; разреше­ние на венчание С. Шелубченковой с рядо­вым — С. Нетылькиным [21, л.96]. Следова­тельно, неукоснительно соблюдался закон «военные, вступавшие в брак на основе благословения родителей, должны были пе­ред венчанием получить разрешение и бла­гословение полкового священника» [21, л. 166]. Таинства венчания согласовывались со «Сводом гражданских законов о ново­брачных».

В полку серьезно относились к чистоте православия, в переписке священника с Обер-прокурором Св. Синода отмечено: «следует обратить внимание на стойкое стояние в вере» [24, л. 45-47], «с 1897 г. отдельно выделяются иноверцы: 147 евреев и магометан, инославных — 316; раскольни­ков, беспоповцев и сектантов — 32, то есть всего неправославных — 485 [24, л.12]». Кон­фессиональные перемещения осуществля­лись в соответствии с Уставом Святейшего Синода «О принятии в христианство иновер­ных» [20, л. 56-58]. Они были проведены со­гласно поданным рапортам: о переходе из старообрядцев в православие рядовых Андрея Васильева, Кузнецова Лазаря [21, л. 9 и об., л. 10 и об.], Стефана Фролова, Вилисова Андрея, Ананьева Семена [21, л. 34, 44]. Документы свидетельствуют о том, что из магометан в православие перешли Зайдулла Мустафинов, Галактион и Никита Чухманцевы [21, л. 10,12 и об.,13]. Два ун­тер-офицера перешли из католицизма в православие: С. Шибутович [23, л. 15] и А. Тышкевич [21, л. 97].

После перевода полка в г. Гомель, с 24 сентября 1895 г. по октябрь 1903 г., по­ходная церковь размещалась в здании Го­мельской кладбищенской Преображенской церкви [20, л. 5-7; 21, л. 2] (была снесена в начале XX в.). Однако она «вследствие маловместимости мало удовлетворяла ре­лигиозно-нравственным нуждам прихо­жан.» [20, л. 2] и поэтому была переведена в помещение казарм, которые располага­лись в центре города, на Румянцевской (Со­ветской) улице. В казармах она находилась до момента выступления полка на Дальний Восток в 1905 г. [20, л. 6]. Следует отметить, что новая одноименная Преображенская церковь была построена на упраздненном кладбище в 1901-1903 гг. по Замковой улице 55, была каменной [27, с. 361].

По возвращении полка, с 1 января 1906 г., вплоть до вывода полка из Гомеля в 1914 г., походная церковь размещалась в новом ка­менном здании Георгиевской церкви, о чем свидетельствуют ведомости Протопресвите­ра военного и морского духовенства за 1910 и 1914 г. [20, л. 30; 23, л. 30]. Выявленные архивные документы уточняют дату, инициа­торов возведения этой городской церкви, ее площадь. «построена в 1905 году, на сред­ства государственной казны. престол один во имя Георгия. церковь находилась на видном в городе месте, в близком расстоя­нии от казарм, рассчитана. на 600 человек; максимальная площадь 700 кв. аршин» [22, л. 2; 16, с. 332; 17, с. 152]. Предыдущие ис­следователи указывали иные даты — 1900 и 1904 г. Ими также задокументировано, что Георгиевский собор был построен на сред­ства военнослужащих, их же усилиями и ста­раниями, и его площадь равняется 640 ар­шинам [7, с. 66; 27, с. 361].

Располагалась новая церковь на возвы­шенном месте, на широкой площади, на углу Румянцевской и Почтовой улиц (современ­ных Советской и Победы). Почтовая улица начиналась именно от военного плаца (ныне площадь Восстания), по обеим сторонам ко­торого располагались казармы расквартиро­ванных в Гомеле воинских частей [27, с. 361­362]. До настоящего времени от здания ка­зарм сохранились колонны на фасаде фабрики «Труд». Церковь была обращена алтарем на запад, а папертью на восток, по направлению к казармам, чтобы можно было удобнее производить перед ней парады войск. Сохранившийся в ГАГО план новой каменной Георгиевской церкви идентичен плану Софии Константинопольской, то есть церковь выполнена в соответствии с канона­ми византийского стиля [28, л, 34]. «Анти­минс для нее положен священнодействовать епископом Могилевским и Мстиславским Стефаном в 1905 г.» [20, л. 5-7; 29, л. 5].

Следовательно, с 1905 по 1911 г. в церкви было два антиминса. До начала Первой ми­ровой войны в новой церкви находилось так­же имущество двух церквей — походной и ка­менной, которое оценивается как достаточ­ное [20, л. 2; 26, л. 6; 30, л. 23]. После 1911 г. сведения о походной церкви отсутствуют во всех архивах. Очевидно, она была невостребована в связи с функционированием камен­ной городской. Материалы об участии полка в Первой мировой войне в НИАБ отсутству­ют, история церкви и полка в ГАГО отсчиты­вается с 10 апреля 1918 г., протоколом со­брания инициативной группы офицеров, со­стоявшегося с целью сохранения церкви и прихода, несмотря на ликвидацию Воен­но-Духовного Ведомства и состоявшееся от­деление церкви от государства [14]. Таким образом, и в экстремальных военных усло­виях военнослужащие стремились сохра­нять христианские традиции.

Заключение. Деятельность православно­го военного духовенства и функционирова­ние походных церквей относится к наименее изученным аспектам конфессиональной истории. На основании обширного круга вы­явленных материалов в статье воссоздана история походной Георгиевской церкви, оха­рактеризована деятельность полковых свя­щенников, описано церковное имущество. Анализируется также конфессиональный со­став военнослужащих полка, повествуется о сохранении чистоты православия; приво­дятся факты о морально-нравственном об­лике солдат и офицеров. Актуализируется взаимосвязь истории церкви с истоками функционирования православного одно­именного храма г. Гомеля в 1905 г. Введение в научный оборот архивных документов по­зволяет тематически разнообразить иссле­дования по военной и конфессиональной истории региона.

Литература

  1. Памятная книжка Могилевской губернии на 1916 год. — Могилев, 1916 / Гродно: ЮрСа репринт, 2011. — 432 с.
  2. Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. / Л. Виноградов. Факсимильное вос­произведение издания 1900 года из фондов Гомель­ского областного краеведческого музея. — Гомель. — 44 с.
  3. Жудро, Ф. А. Весть Западного отдела Император­ского Русского географического общества / Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло. — Вильно, 1911. — 180 с.
  4. Новик, Е. Историко-статистическое описание прихо­дов Светлогорского благочиния Гомельской епар­хии, дипломная работа / Е. Новик. — Жировичи: Изд-во Минской Духовной Академии, 2009. — 28 с.
  5. Дубяго, В. Жизнь и деятельность протоирея Иоанна Григоровича (1792-1752): дис. … канд. богос. / В. Дубяга. — Жировичи: Изд-во Минской Духовной Академии, 2009. — 82 с.
  6. Губаревич, Р. О жизни и деятельности И. Григоро­вича (1792-1852 гг.): дипломная работа / Р. Губаревич. — Жировичи: Изд-во Минской Духовной Акаде­мии, 2000. — 75 с.
  7. Прищепов, Г. Историческое обозрение храмов Гомеля: дипломная работа / Г. Прищепов. — Жировичи: Изд-во Минской Духовной Академии, 2001. — 99 с.
  8. Пшенко, Г. Жизнь и проповеднические труды священномученика архиепископа Митрофана Красно­польского (1869-1919 гг.): дис. … канд. богосло­вия / Г. Пшенко. — Жировичи: Изд-во Минской Духовной Академии, 2002. — 239 с.
  9. Слесарев, А. В. Мартиролог Гомельской епархии / авт.-сост. А.В. Слесарев. — Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2017. — 339 с.
  10. Ященко, О. Г. Гомель во второй половине XIX — начале XX века. Историко-этнографический очерк / О. Г. Ященко. — Гомель, 1997. — 80 с.
  11. Локотко, А. И. Архитектурное наследие Беларуси (развитие традиций, охрана и реставрация) / А. И. Локотко. — Минск: ИООО, Право и Экономика. 2004. — 304 с.
  12. Морозов, В. Ф. Гомель классический. Эпоха, меце­наты, архитектура / В. Ф. Морозов. — Минск: Четыре четверти, 1997. — 335 с.
  13. Малков, И. Г. История и современность каменных православных храмов Белорусского Полесья / И. Г. Малков, Д. П. Ковалев. — Гомель: БелГУТ, 2011. — 110 с.
  14. Архивные материалы ИЦК (историко-церковной комиссии)
  15. Гос. арх. Гом. области. — Ф. 3441. Оп. 1 Д. 6.
  16. Козлова, Н. Н. Об особенностях развития православ­ных церквей г. Гомеля в первой половине XX века / Н. Н. Козлова; Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы АН Республики Беларусь. — Минск: ИООО «Права эканоміка», 2017. — С. 330-338.
  17. Козлова, Н. Н. Государственно-церковные отноше­ния Гомельщины межвоенного периода / Н. Н. Коз­лова // Вестник Полоцкого университета. Серия А, Гуманитарные науки. — 2018. — № 1. — С. 149-155.
  18. Цыкунов, С. В. Исторические сведения о приходах Гомельской епархии / С. В. Цыкунов. — Гомель: Барк, — 170 с.
  19. Цыкунов С. В. Чонский монастырь. История и судь­бы / С. В. Цыкунов, Н. Н. Козлова. — Гомель: Барк, — 490 с .
  20. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. Д. 27.
  21. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. Д. 72.
  22. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. Д. 5.
  23. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. Д. 11.
  24. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф.               Оп. 1. Д.  2.
  25. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 2301. Оп. 13. Д. 16.
  26. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. 1. Д. 87.
  27. Гомель. Энциклопедический справочник. — Минск: БелЭн, 1991. — 527 с.
  28. ГАГО. — Ф. 9. Оп. 1. Д. 30.
  29. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. 1. Д. 65.
  30. Нац. ист. арх. Беларуси. — Ф. 3004. Оп. 1. Д. 4.
  31. Гос. Арх. Гом. Области. — Ф.466. Оп. 1. Д. 11.

Автор: Н.Н. Козлова
Источник: Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. № 4 (98). С. 88-93.