Особенности иконописи старообрядческих мастеров Ветки

0
176
Особенности иконопись старообрядческих мастеров Ветки

В жизни православного христианина икона занимает важное место. Она является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь. Значение иконы в православном мире можно сравнить со Священным Писанием и Преданием. Она свидетельствует о Боге языком линий и красок.

Раскол Русской православной церкви во II половине XVII в. явился серьёзной проблемой в истории не только Русского государства, но и соседних с ним стран. На белорусских землях, пришлые старообрядцы создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев [1, 3].

Главным центром развития старообрядчества на белорусском Полесье стала Ветка. Здесь наиболее полно сконцентрировалась церковная жизнь старообрядчества и наследованные им материальные и духовные традиции культуры. Наиболее ярко и наглядно культура старообрядцев проявилась в иконописи местных мастеров [2, 8].

История ветковской иконы неповторима, она неотделима от всего посадского (церковного) раскола. Это художественное явление приобрело значительную культурную ценность, так как оно наследовало художественную систему ХУП-ХУШ вв., сохраняя данные черты, приемы и технику вплоть до XX века [1, 14].

При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Центром притяжения для мастеров древней духовной художественной культуры стал ветковский Покровский монастырь. Именно здесь оформился особый стиль ветковской иконописной школы, которая была основана в 1680-х гг. выходцами из Русского государства. В эпоху своего расцвета Ветка снабжала весь старообрядческий мир иконами и книгами. Ветковский стиль складывался как продолжение диалога «древней» и «новой» систем живописи [2, 16].

Каковы же особенности иконописи мастеров Ветки? Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх «паволоки» — холста, наклеенного на иконную доску. «Знамение» (предварительный рисунок) исполнялось иглой — «графьёй». Икона отличалась колоритностью, которая сохраняла свойственную древней иконописи световую насыщенность. В народном творчестве краски икон становились всё более яркими — «пылающими». Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков от красного до глубоких вишнёвых и малиновых тонов. При написании икон мастера использовали сусальное золото — древний символ божественного Света. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, звёздчатые, крапчатые мотивы. Фигуры ветковской иконописи имеют «повышенную» объёмность при сохранении графической трактовки силуэтов и складок одежды [2, 18].

В поздних памятниках, чаще всего применялась цировка — нанесение орнаментов процарапыванием иглой цветного лака до металлической подложки. Разнообразной была система золотопробельного письма — переданных кистью графически творёным золотом световых бликов (чаще на одежде). Преобладали мягкие закруглённые линии [2, 16].

Применялась черневая графическая роспись по золотому фону в изображении мебели, посуды. Личное письмо исполнялось по древним технологиям в несколько слоёв: вохрения и высветления по тёмному слою санкиря заканчивались белильными движками или бликами. В подавляющем большинстве памятников XVIII — XX вв. отсутствовало углубление средней части иконной доски — «ковчег». Характерная для Ветки деталь икон — подробные надписи на полях, комментирующие сюжеты, помещенные в клеймах. В некоторых работах авторы использовали розовый цвет, он характеризовал цвет зари, восходящее солнце. Часто изготавливались «исцеляющие» иконы с изображением святых — целителей, покровителей ремёсел. От отца к сыну передавалось мастерство изготовления золочёных киотов — «садов»[2, 157].

Киоты исполнялись невылетной золочёной белорусской резью. Новые приёмы в работе превращали дерево в сквозной узор, состоящий из растительных мотивов. Для ажурности и объёмности детали вырезали отдельно, а затем склеивали. Вся резьба покрывалась в несколько приемов левкасом, окрашивалась красной охрой, олифой и сохла, а затем её покрывали тончайшими листиками золота.

Таким образом, ветковская икона отличалась световой насыщенностью, византийскими традициями, использованием сусального золота, «повышенной» объёмностью. Для неё характерны многочастные образа, подробные надписи на полях, традиции религиозного шитья, вышивки, чеканки, резьбы по дереву, сохранившиеся до XX вв. До настоящего времени в Ветке сохраняется значительное количество своеобразных икон — памятников медной, художественной пластики, религиозного шитья и вышивки.

Литература

  1. Горбацкий, А. А. Старообрядчество на белорусских землях : монография / А. А. Горбацкий. — Брест: Изд-во УО БрГУ им. А. С. Пушкина. — 2004. — 14 с.
  2. Нечаева, Г. Г. Живая вера. Ветка / Г. Г. Нечаева, О. Д. Баженова. — Изд-во «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки». — 2012. — 288 с.


Автор:
М.А. Герасимова
Источник: От идеи — к инновации : материалы XXIV Междунар. студ. науч.-практ. конф., Мозырь, 27 апр. 2017 г. В 2 ч. Ч. 2 / УО МГПУ им.И.П.Шамякина ; редкол.: В.Н.Навныко (отв.ред.) [и др.]. — Мозырь, 2017. — 345 с.