Некоторые археологические свидетельства христианизации земель Полесья

0
169
Некоторые археологические свидетельства христианизации земель Полесья

Территория современного Полесья в X-XIII вв. была исторической составляющей Древней Руси. Южная Беларусь с городами Туров, Пинск, Давыд-Городок, Берестье и др. входила в состав Туровской земли, Юго-Восточная — с Гомелем, Чечерском, Рогачевом, Речицей — в состав Черниговской земли.

О распространении христианства на землях Полесья свидетельствуют археологи­ческие данные. В первую очередь, к ним относятся памятники каменного зодчества. Каменные храмы строились начиная с XI в. во многих регионах Руси. Плинфа — типич­ный для древнерусского монументального церковного строительства XI-XIII вв. мате­риал. Она представляет собой тонкий обожженный кирпич. Большинство церквей и монастырей на Руси построено из этого материала.

Свидетельством наличия памятника древнерусской архитектуры в Турове являлись постоянные находки древних кирпичей, а также строительного раствора. Расположение монументального сооружения было определено в 1961 г. в шурфе, заложенном М.Д. Полубояриновой и П.А. Раппопортом [1]. В 1962 г. московской экспедицией под руковод­ством М.К. Каргера были проведены раскопки, в результате которых был обнаружен хо­рошо сохранившийся северо-западный столб храма. В августе-сентябре 1963 г. руины сред­невекового храма были раскрыты полностью [2]. В результате, исследованиями экспедиции М. К. Каргера в Турове были обнаружены остатки трехнефного трехапсидного кирпичного собора XII в. Эти раскопки были продолжены П.Ф. Лысенко в 1990-х годах [3].

Стены храма сохранились на высоту 30-50 см, однако в некоторых местах их вы­сота достигает 2 м. Фундамент Туровского храма выполнен из валунного камня, поло­женного «насухо» в строительные рвы глубиной до 1,2 м. Стены сложены из кирпича-плинфы (византийской традиции, размером 25 х І8 х 4,5 см) на растворе извести с обильной примесью кирпичной или керамической крошки (цемянка) в технике равно­слойной кладки. Это сближает ее с кирпичными постройками киевского, черниговско­го, волынского и смоленского зодчества середины и второй половины XII в. [4, с. 205].

Раскопками храма были выявлены следы майоликовых плиток, покрывавших пол. Одной из особенностей сооружения является отсутствие фресок. Следующей чертой храма, определяющей его специфику, является круглая лестничная башня.

Время возведения храма вызывает споры исследователей. Однако все ученые схо­дятся на том, что он был заложен в XII в. На это указывает техника строительства дан­ного сооружения. Строительство храма было задумано в 1162 г. князем Юрием Яро­славовичем и епископом Кириллом Туровским [5, с. 355].

В середине XIII в. здание было разрушено. В настоящее время большинство ис­следователей считает, что всему виной было землетрясение.

Каменные храмы были построены и в других регионах Полесья (есть письменные известия о церкви Св. Петра в Бресте и первоначальном Лещинском монастыре в Пинске).

Гомель (летописный Гомий) — древнерусский город на юго-востоке Беларуси. Впервые он упоминается как город Черниговского княжества под 1142 г. Старейшая гомельская церковь называлась Никольской (Николаевской). Собор располагался на детинце. Был построен во второй половине XI в. при князе Святославе Ярославиче (в крещении — Николае). Источники показывают расположение храма на средневеко­вом замчище, т. е. бывшем детинце города. Более точное его местонахождение неиз­вестно. Строения Никольской церкви существовали до начала XIX в. и были разобраны в связи с возведением дворца Румянцевых. Здесь найдена плинфа, указывающая на древнерусское монументальное строительство. Плинфа обнаружена и при раскопках в северной части Гомия, на его околоградье — там, где сейчас находится усадьба Петро­павловского собора, возведенного в первой половине XIX в. Письменные источники (ранние восходят к XVI в.) упоминают здесь церковь Рождества Пресвятой Богороди­цы. Она показана на плане Гомеля 1799 г. [6]. Возможно, этой деревянной церкви так­же предшествовал храм, возведенный в XII в.

Следующую группу памятников церковной археологии составляют предметы христианского культа. На территории Гомеля были обнаружены несколько крестов. Все предметы изготовлены из бронзы способом литья. Датируются XI-XIII вв. Среди нахо­док представлены тельники, крестовидные подвески и др.

В 1986 г. на околоградье летописного Гомеля О.А. Макушниковым найдена створка энколпиона с плохо сохранившимся гравированным изображением Христа или Богоматери [7]. Подобный складень открыт В.В. Богомольниковым в мужском погре­бении кургана могильника Курганье в Жлобинский районе Гомельской области. Еще один бронзовый складень найден О.А. Макушниковым на древнерусском селище у д. Новоселки Ветковского района. Э.М. Загорульским в Вищине Рогачевского района найдено 8 металлических тельников XII — начала XIII вв. [8].

При раскопках археологи обнаруживают многочисленные иконки. П.Ф. Лысенко в Турове были обнаружены четыре небольшие свинцовые овальные иконки-вставки, веро­ятно, служившие украшением какого-то предмета религиозного культа. Они изготовлены методом литья с последующей чеканкой. Крупными штрихами искусно переданы черты лица, одежды и другие детали поясных изображений фигур. Находки, вероятнее всего, ис­пользовались для украшения напрестольного креста, который располагался в алтаре храма.

В Речицком краеведческом музее хранится круглая бронзовая иконка, случайно найденная или в самом городе, или в его окрестностях. На ее поверхности изображен Св. Феодор. Г.В. Штыхов датировал этот образок XII в. [9]. В ходе раскопок И.М. Чер­нявского на городище-детинце Чечерска открыта бронзовая иконка-змеевик (хранится в фондах Чечерского историко-этнографического музея). С одной ее стороны — изоб­ражение Богородицы, на оборотной — клубок змей.

Еще одним свидетельством распространения православия на белорусских землях являются находки предметов церковной утвари. В Збарове под Рогачевом обнаружены обломки литургического блюда, в Гомеле — части хоросов, обломки колоколов, риту­альный сосуд-водолей, литургическая чашечка.

О распространении христианства свидетельствуют и обнаруженные археологами памятники сфрагистики. Владельцами печатей могли быть как представители княже­ской семьи, так и епископы. Памятники сфрагистики указывают на связь светской и клерикальной власти в государстве.

Древнейшие дошедшие до нас образцы письменности — надписи на вислых печа­тях. Печать (булла) — знак удостоверения документа, придания ему юридической силы. Вислые печати обычно оттискивались на свинцовых пластинках, привешивались к до­кументам на шнурке.

Одним из ярких проявлений распространения христианства в Туровской земле является укрепление церковной организации на этой территории. Известно несколько епископов XII в.: Кирилл, Симеон, Игнатий, Кирилл II Туровский и др.

При раскопках 1992 г. была найдена свинцовая вислая печать. Она принадлежит митрополиту киевскому Кириллу II, занимавшему данную должность в 1225-1232 го­дах [10]. Печать была обнаружена при раскопках храма на Замковой Горе.

В Рогачеве были обнаружены 2 свинцовые печати. Одна из печатей изучена и опубликована В.Л. Яниным и П.Г. Гайдуковым. На лицевой стороне — изображение Св. Константина с крестом, на оборотной — архангела [10].

В 1990 г. белорусский археолог-краевед Н.В. Бычков обнаружил первую гомель­скую буллу. Найденная им печать имеет диаметр 23 мм. На одной стороне она несет изображение святого-воина (поврежденное трещиной от канала под шнур), держащего в правой руке копье, а в левой — щит.

Таким образом, были изучены некоторые археологические материалы, свидетель­ствующие о распространении христианства на Полесье. Можно сделать вывод, что большинство обнаруженных археологами предметов датируется XI-XII вв. Первые ка­менные соборы возникли в регионе в середине XI в., а к концу XII в. памятники цер­ковной архитектуры были построены во многих городах Полесья.

Первые памятники сфрагистики, содержащие христианскую символику, датиру­ются концом Х в., т. е. возникли практически сразу после крещения Руси князем Вла­димиром. Большинство крестиков и иконок датируется XII-XIII вв.

Проанализировав полученные материалы, можно сделать вывод, что, согласно ар­хеологическим данным, христианство начало проникать на земли Полесья сразу после его принятия на Руси в Х в. А уже в XI-XII вв. жители этого региона не только знали, но и исповедовали новую религию.

Литература

  1. Раппопорт, П. А. Зодчество Древней Руси / П. А. Раппопорт. — СПб.: Наука, 1986. — 106 с.
  2. Каргер, М. К. Новый памятник зодчества XII в. в Турове / М. К. Каргер // Крат­кие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. — № 100. — С. 136-138.
  3. Лысенко, П. Ф. Туровская земля IX-XIII вв. / П. Ф. Лысенко. — Минск: Бело­русская наука, 2001. — 268 с.
  4. Очерки по археологии Белоруссии: в 2 ч. / под ред. Г. В. Штыхова, Л. Д. Поболя. — Минск: Наука и техника, 1972. — Ч. 2. — 248 с.
  5. Археалогія Беларусі: у 2 т. / рэдкал.: Т. У. Бялова (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2009-2011. — Т. 2 / Т. У. Бялова [і інш.]. 2011. — 464 с.
  6. Макушников, О. А. Гомель с древнейших времен до конца XVIII века. Истори­ко-краеведческий очерк / О. А. Макушников. — Гомель: РУП «Центр научно­технической и деловой информации», 2002. — 244 с.
  7. Макушников, О. А. Гомельское Поднепровье в V — середине XIII вв.: социаль­но-экономическое и этнокультурное развитие / О. А. Макушников. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. — 135 с.
  8. Загорульский, Э. М. Вищинский замок XII-XIII вв. / Э. М. Загорульский. — Минск: БГУ, 2004. — 95-96 с.
  9. Штыхов, Г. В. Археологическая карта Белоруссии. Памятники железного века и эпохи феодализма / Г. В. Штыхов. — Минск: Полымя, 1971. — Вып. 2. — 276 с.
  10. Янин, В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Печати X — начала XIII вв. / В. Л. Янин. — М.: Наука, 1970. — Т. 1. — 327 с.

Автор: И.В. Борисенко
Источник: Творчество молодых, 2018: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В 4 ч. Ч. 3 / редкол.: Р.В. Бородич [и др.]; Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2018. Ст. 70-73.