Конфессиональная политика советской власти в отношении старообрядцев Гомельщины в 1920-е годы

0
165
Конфессиональная политика в отношении старообрядцев

В 1920 гг. советская власть стремилась оторвать, часто не безуспешно, от старо­обрядческой общности в первую очередь молодежь и беднейшие слои, привлечь их к советскому строительству [5, с. 234]. При сельсоветах создавались группы бедноты, к их работе привлекались комсомольцы и актив молодежи. Особое внимание уделялось вовлечению в общественные работы девушек [8]. Для этого в сельских клубах прово­дились «конференции молодых крестьянок». Для отрыва от влияния верующих родите­лей комсомол и женотдел проводил соответствующую религиозную пропаганду, «разъ­ясняя сущность и вред» религиозного воспитания [8]. Также проводилась антирелигиозная агитация и работа среди женщин среднего возраста (создание делегат­ских институтов, различных кружков, вовлечение в органы власти) [5, с. 234].

В 1923 г. Уком (уездный комитет) РКП Гомельского уезда издал циркуляр, со­гласно которому в Гомельском уезде была развернута массовая антирелигиозная ком­пания. В Гомеле был проведен вечер вопросов и ответов антирелигиозного характера, три специальных и общих собрания по антирелигиозным вопросам. В Г омеле и в уезде были созданы краткосрочные кружки среди комсомольцев, где были прочитаны ряд лекций антирелигиозного характера [8].

Антирелигиозная пропаганда была включена в программу всех партшкол и кур­сов высших учебных заведений, педтехникумов, школ, учительских курсов [6]. Были проведены антирелигиозные митинги на фабриках и заводах, а также массовые собра­ния среди крестьян в избах-читальнях [3]. Избы-читальни являлись центрами антирели­гиозной пропаганды в деревне. В городе центрами были клубы и библиотеки [1, с. 258].

В апреле 1925 г. для более эффективных методов борьбы с «религиозными пережит­ками» был создан Союз безбожников (с 1929 г. переименован в Союз воинствующих без­божников). Союз безбожников действовал среди населения как городов, так и сельской местности. Особый уклон делался на комсомольские и пионерские организации [4].

Комсомольские ячейки совместно с Райполитпросветкомом, Райкомом обществ Союза безбожников, ОСОАВИАХИМом (Общество содействия обороне, авиационно­му и химическому строительству), МОПРом (Международная организация помощи борцам революции) открывали в сельской местности различного рода кружки с целью оторвать старообрядческую молодежь от своих религиозных традиций. Антирелигиоз­ную пропаганду при кружках выполняли местные учителя. Так, например, в д. Марьи­но (Ветковский р-н, Гомельская обл.) по данным на 1928 г. имелось 3 кружка — кружок рукоделия, драмкружок и политкружок. При этом, работа политкружка, как сообщает источник, была поставлена плохо. Кружок рукоделия из 20 записавшихся посещало лишь 8 чел. Антирелигиозную пропаганду в кружках выполняли 3 местные учительни­цы, но работу эту они проводили без особого энтузиазма. В деревне имелась также из­ба-читальня, руководитель (избач) которой был наделен функциями атеистического агитатора-пропагандиста, однако свою антирелигиозную работу, равно как и свои пря­мые обязанности, он выполнял весьма халатно [7].

В числе культурно-массовых мероприятий в деревнях в канун Пасхи, в Страст­ную субботу, проводился день Крестьянской молодежи с антирелигиозной пропагандой по заранее разработанному плану. Так, в 1927 г. День крестьянской молодежи был про­веден в деревне Новый Крупец (Добрушский р-н, Гомельская обл.) [2].

Составной частью антирелигиозной пропаганды являлась работа по укоренению новых советских обрядов, праздников. Она направлялась на то, чтобы отлучить населе­ние от Церкви, религиозно-национальных традиций, которые складывались столетия­ми. Местные власти начали с главного — вместо крещений и венчаний укореняли октябрины, красные свадьбы. Которые, по сути, являлись очередным политическим мероприятием с присутствием местных партийных и советских руководителей, пением «Интернационала» [1, с. 258].

Обладая большим опытом сопротивления власти, староверы не шли на контакт с ее представителями, игнорировали политические и культурные мероприятия [5, с. 234].

Так, из протокола № 5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г. сообщалось, что культмассовая работа среди старообряд­цев деревни Марьино Ветковского (теперь Добрушского) р-на практически не возмож­на, так как «…они еще крепки в своих обычаях» [7].

Таким образом, в своей конфессиональной политике советская власть не выделяла старообрядцев в религиозной массе верующих. В 1920 г. в отношении старообрядцев были применены лишь ограничительныемеры, ориентированные на вовлечение старо­обрядческой молодежи в социалистическое строительство.

Литература

  1. Навіцкі, У. Барацьба з рэлігіяй / У. Навіцкі // Гісторыя Беларусі: у 6 т.; рэдкал. М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2007. — Т. 5: Беларусь у 1917-1945 гг. / А. Вабішевіч [і інш.]. — С. 258.
  2. О проведении Дня крестьянской молодежи в деревне Новый Крупец // Государственный Архив Обще­ственных объединений Гомельской области (ГАООГО). — Фонд 282. — On. 1а. — Д. 6. — Л. 40.
  3. О усилении научно-атеистической пропаганды среди населения г. Гомеля // ГАООГО. — Фонд 144. — Оп. 99. — Д. 101. — Л. 1.
  4. Отчет Союза воинствующих безбожников о проведении работы среди молодежи // ГАООГО. — Фонд 265. — Oп. 1. — Д. 101. — Л. 25.
  5. Посталовский, С. А. Старообрядцы как этноконфессиональная группа на Гомелыцине в 20-30 годы 20 века / С. А. Посталовский // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины, 2003. — Гомель, 2003. — 321 с.
  6. Лившиц, А. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти… Статья 72 а) Уголовного кодекса БССР (1928 г.) Развитие белорусского законода­тельства против антисемитизма, расовой и национальной вражды или дискриминации / А. Лившиц // Репрессивная политика советской власти в Беларуси: Сб. — Вып. 1. — Режим доступа: http://www.homoliber.org/ru/rp/rpO10109.html.
  7. Протокол № 5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г. // ГАООГО. — Фонд 3. — Oп. 1. — Д. 364. — Л. 29.
  8. Циркуляр Укомаразвертывании массовой антирелигиозной компании в Гомельском уезде // ГАООГО. — Фонд l. — Оп. 1. — Д. 250. — Л. 1.

Автор: Р.М. Рогинский
Источник: Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф., Гомель, 23–24 мая 2013 г. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.]; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2013. – 442 с. Ст. 246-248.