История православного прихода в д. Храковичи

0
86
Служение в церкви деревни Храковичи

Первые сведения о Храковичах и других населенных пунктах Храковичского прихода находятся в документах, относящихся к правлению великого князя Литовского и короля Польского Сигизмунда Августа (Старого).

В то время в Храковичах было шесть дворов, в Асаревичах (тогда Ессуржевичах) три двора и Жиличах три двора. Упоминаются: Песочна, Мечовщизна и остров Просмыч. Все указанные селения входили в состав Любецкого повета Киевской земли. После Люблинской унии Храковичи, как и вся остальная Брагинщина вошли в состав Радомышльского повета Киевского воеводства Короны Польской. По присоединении к Российской империи с 1793 по 1796 гг. в составе Речицкого уезда Черниговской, а затем Минской губерний. В церковном отношении территория подчинялась Киевскому митрополиту, а затем Униатским митрополитам пребывавшим в Радомышле. По присоединении от унии в 1795 году Черниговскому, а затем Минскому епископам.

История храма

Когда был построен первый храм можно лишь предполагать. По всей видимости, в середине 17-го века церковь в Храковичах была. В 1776 году в ¼ версты от села прихожанами строится новый деревянный храм посвященный перенесению мощей святителя Николая. По состоянию на 1879 год: кровля железная, окна расположены в два ряда, дверей трое. Снаружи вся окрашена, крыша медянкою, а стены белилами. Здание было еще довольно крепкое, хотя и требовало значительного ремонта. Потолок устроен сводообразно к открытому куполу, стены побелены, пол деревянный, к отоплению храм был не приспособлен. Солея возвышена на пять вершков, на ней устроены и клиросы. Столярной работы иконостас был окрашен в светло-синий цвет, с окрашенными карнизами и рамами состоял из 37 не художественного письма иконами, расположенными в три ряда. Помещение для ризницы и пономарни устроено с правой стороны алтаря. Между утварными вещами, которые имелись в достаточном количестве, ценных или примечательных в каком-либо отношении не было. Хотя согласно клировой ведомости за 1798 год Храковичский храм был единственным в Брагинщине где имелось золотая чаша. Евангелие в сплошном металлическом окладе; из богослужебных книг недоставало месячной минеи. В церковном архиве метрические книги хранились с 1745 года. В колокольне имелось три колокола, весом в 6, 1 и 1 пуд. На погосте церковном были погребены потомки Малороссийского гетмана Скоропадского. Кладбищ в приходе было шесть. Приписных и кладбищенских церквей не имелось. В тоже время следует отметить, что ранее в клировых ведомостях упоминается приписной храм в честь семи мучеников Маккавейских, расположенный за версту от села. К 1845 году он был уже довольно ветх. Как писал священник в 1819 году: «Священнослужение не совершается, а в первый день августа всенощное бдение и акафисты с молебствиями и освящение воды при всенародном собрании священнодействуется». Место данного храма сохранилось в народной памяти и указывается сразу за последним домом в деревне Новые Храковичи. Вплоть до закрытия приходского храма в нем хранилась икона Святых Маккавейских мучеников из их церкви. В 1907 году в селе Асаревичи строится кирпичная 2-х этажная церковь-школа во имя великомученика Георгия Победоносца, преобразованная впоследствии в отдельный приход. В 1911 году было заведено дело о постройке в Храковичах новой каменной церкви, но к приведению его в исполнение помешали события 1917 года. В 1935 году храм был закрыт и разрушен. На его месте построили школу (ныне закрытую). Из утвари сохранились кадильница и напрестольный крест, а из книг сохранились Великий часослов и сборник проповедей 1765 года издания. В школьном этнографическом уголке сохраняется ноябрьский том житий святых Димитрия Ростовского на славянском языке.

Материальное обеспечение причта

По состоянию на 1798 год храм имел пахотной земли на 15 четвертей, сенокосу на 60 возов и остров для пастьбы скота. На 1819 год: пахотной земли одна волока, сенокосу на 60 возов. Кроме этого священно и церковнослужители получали с каждого двора пашущего по 28 гарнцев ржи и денежный сбор, но по неурожайным годам собиралась только половинная часть. Капитал составлял 123 рубля 30 копеек. На 1864 год: штатного жалования причту 256 рублей. Земли усадебной, пахотной и сенокосной 34 десятины и под лесом 17 десятин. На 1901 год: церковной земли до 200 десятин.

Священно и церковнослужители

Метрические книги и другие документы церковного архива сохранились лишь в небольшом объеме. Поэтому информацию приходилось искать в документах соседних приходов. В метрической книге Грушенской Покровской церкви за 1765-95 года есть записи о двух Храковичских священниках. Вообще в данной книге упоминаются многие священнослужители, только без указания места служения. Первое упоминание следующее: «1779 года месяца мая 25 дня Аз иерей Гавриил Софониевич парох Святой Покровский Грушенский окрестих и миром святым помазах младенца Иоанна у родителей священно иерея Стефана Зелетенкевича на той час бывший викарием Храковицским и жены его Марии». Второе упоминание: «1783 года месяца марта Аз иерей Леонтий Горачка парох Храковицкий окрестих и миром святым помазах младенца Иакова от родителей священно иерея Гавриила Софониевича пароха Грушенского, жены его Параскевии».

Иерей Стефан упоминается как викарий и в 1781 году, а священник Леонтий в 1786 году.

Как уже было выше сказано, приход воссоединился с православием в 1795 году. В 1796 году 21 марта Черниговским епископом Иерофеем к Храковичской Николаевской церкви рукополагается Григорий Леонов сын Горачка. Согласно клировой ведомости за 1798 год ему было 29 лет, обучался латинскому языку в городе Мозыре. В 1801 году отец Григорий умирает. Над его несовершеннолетними детьми устанавливается опека.

20 ноября 1801 года Преосвященным Иовом Минским для Храковичского храма рукополагается Иоанн Семенович Леонович. Из духовного звания, в польских школах обучался польской и русской грамоте. В дальнейшем был 17 лет благочинным, от коей должности уволен по собственному прошению. За усердные труды был возведен в сан протоиерея. Согласно клировой ведомости за 1819 год: 48 лет, вдовец, живет в собственном доме. У него дети: сын Стефан 14 лет и дочь Анна 16 лет. В 1831 году по старости и состоянию здоровья отец Иоанн выходит за штат и ходатайствует о назначении ему пособия. Следующий священник Иоанн Павлович Барановский прослужил недолго. В 1833 году он пишет прошение о переводе его в Выдрицкую Космо-Дамианскую церковь Борисовского повета. Прошение удовлетворяется в 1834 голу.

С 29 октября 1835 года настоятелем являлся Феодор Васильевич Мигай. Согласно клировой ведомости за 1845 год: 30 лет, жена Елена Феодоровна 26 лет. Дети: Яков 8 лет, Мария 7 лет, Иулиан 6 лет, Анна 5 лет, Иларион 2 лет и Василий полгода. Вместе с ними также упоминаются: дьячок Иван Семенович Гункевич 50 лет, служит с 1844 года; староста Евдоким Иванович Залужный 38 лет с 1842 года.

Первым известным дьячком являлся Иоанн Шункевич, рукоположенный в марте 1796 года настоятелем на половину прихода в село Грушное. В дальнейшем дьячками были: Александр Семенович Леонович с 25 июля 1802 года. Имел сыновей Иоанна и Петра, дочь Пелагею. Он упоминается как дьячок и в 1828 году. Из пономарей известны: Иосиф Семенович Леонович, упоминаемый с 1802 по 1810 гг., Роман Иерофеевич Левицкий с 1813 года, Сильвестр Яницкий упоминаемый с 1819 по1826 гг., Иван Гунькевич с 1837 до 1844 года когда был назначен дьячком, Константин Иванович Восанский 1840-1844 гг., Симеон Малахиевич Мигай с 1852 по сентябрь 1855 гг., Кирилл Галушкевич в 1856 году (упоминается и в 1892году). С 15 июля 1859 года дьячком являлся Иван Антипович, посвященный в стихарь в 1851 году. Просфорней с 21 сентября 1841 года являлась вдова умершего Скрыгаловского священника Елисавета Осиповна Мигай. Пономарем в то время был Моисей Кириллович Голушкевич.

После смерти священника Феодора Мигая в Храковичи из Тульгович переходит 1 февраля 1858 года Иосиф Александрович Лукашевич. За годы своего управления приходом он показал себя, как рачительный хозяин. Когда после его смерти в 1880 году производилось расследование по факту порубки церковного леса псаломщиком Храковичской церкви Василием Мигаем, про отца Иосифа написали: «из церковного леса, выращенного 25-летнею заботою священника, сам священник никогда и никакого дерева не высекал, а в случае надобности в дровах для собственного потребления покупал таковые у помещика Даниловича». Старостой являлся с 1862 года Онуфрий Евдокимович Залужный, от 18 февраля 1885 года Симеон Федорович Шубан. Следующим священником стал с 1 апреля 1880 года Иосиф Парфенович Лукашевич. Был награжден камилавкой и наперсным крестом. Диаконом на псаломщицкой вакансии с 4 декабря 1890 года являлся Онисим Васильевич Мигай. Согласно памятных книжек Минской губернии отец Иосиф настоятельствовал по 1906 год. На начало 1907 года приход был вакантным. Затем был назначен священник Адам Рубанович. С 1 сентября 1909 года по 1 февраля 1910 года настоятельствовал иерей Созонт Савич, после него со 2 февраля 1910 года Михаил Васильевич Лишевский (дата рождения 22 ноября 1873 года). При нем в отдельный приход было выделено село Асаревичи. Отцу Михаилу в 1912 году было преподано архипастырское благословение за особо усердное отношение к церковно-школьному делу. Ранее в 1905 и 1908 годах благодарность была получена и от епархиального училищного совета. В 1907 году 27 августа он награждается набедренником.

С 1860 году в Храковичах существовало народное училище, где первым извесным наставником являлся Иосиф Викторович Горбацевич, назначенный на эту должность 12 июля 1867 года, 15 декабря 1868 года рукоположенный в священника к Вялико-Борской церкви. В 1910 году преподавал Владимир Миронович. Церковным старостой с 23 августа 1909 года являлся Евстрат Евстратович Евфименко. С 1921 по август 1930 года настоятелем являлся Адам Васильевич Жданович, перешедший в последствии в город Жлобин и там арестованный в 1932 году. Отец Адам выжил в Сталинском заключении и в мире отошел ко Господу 16 февраля 1954 года. В то время приход административно подчинялся епископу Бобруйскому Филарету (Раменскому). После отъезда отца Адама на его место перешел из Асаревич священник Василий Гришанович. Когда в 1935 году церковь закрыли он продолжал совершать требы, посещая в том числе и иные населенные пункты. В сентябре 1937 года против него было сфабриковано дело и поступил донос от жителя д. Переносы, являющегося агентом НКВД. 17 сентября отца Василия арестовывают и 30 октября 1937 года постановлением заседания особой тройки НКВД приговаривают к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет по обвинению в проведении контрреволюционной повстанческой и фашистской агитации. Виновным он себя не признал. 6 июня 1940 года отец Василий умирает в заключении. Посмертно реабилитирован 16 января 1989 года. С 1940-х годов по 1998 год духовные потребности бывшего Храковичского прихода удовлетворял схииеромонах Панкратий (Олейченко) проживавший в д.Чемерисы и совершавший богослужения у себя на дому.

Приход

В отличие от других приходов Брагинщины, границы Храковичского прихода отличались постоянством. В состав прихода входили села Храковичи, Чемерисы, Жиличи, Асаревичи, Просмычи, Песочна (Новая Гребля) и Целуйки (переданные в 1860 году в состав Грушанского прихода, самого отдаленного пункта прихода находился в 12 верстах). Ближайший храм – Грушенская Покровская церковь находилась от Хракович в 10 верстах. В 1798 году был 161 двор – 647 мужчин и 372 женщины, а в 1879 году – 976 мужчин и 1034 женщины, В 1901 году 1908 мужчин и 1860 женщин. По состоянию на 1 января 1914 года в Храковичах 172 двора (692 мужчины и 696 женщин), в Чемерисах 166 дворов (664 мужчины и 620 женщин), Асаревичах 92 двора (365 мужчин и 356 женщин), Жиличах 50 дворов (204 мужчины и 208 женщин), Просмычах 75 дворов (298 мужчин и 305 женщин) и Новой гребле 17 дворов (69 мужчин и 52 женщины). Также на территории прихода проживало 10-ть еврейских семей (40 мужчин и 25 женщин).

В конце 1990-х годов в Храковичах был устроен небольшой молитвенный дом. Указом №329 от 2 декабря 1998 года епископом Туровским и Мозырским Петром в Храковичи по совместительству командировался настоятель Селецкой Преображенской церкви Виктор Игоревич Васюкович. Впоследствии верующих окармляли и совершали Богослужения 2-3 раза в год Камаринский настоятель Богдан Иванович Хомин, а с 4 января 2007 года Маложинский настоятель иеромонах Иосаф Игнатьев. В декабре 2010 года молитвенный дом был перенесен в здание, расположенное в центре села. Ныне в нем 2-3 раза в месяц совершаются богослужения Маложинским священником. Антиминс из Мозырской Сергиевской церкви, священнодействован епископом Туровским и Мозырским Петром 21 августа 1994 года, а в Храковичи выдан 22 мая 2011 года епископом Стефаном.

Ныне вся территория бывшего Храковичского прихода входит в состав Маложинского прихода. Настоятелем прихода с 4 марта 2011 года является иерей Ростислав Бондаренко.