Храмы Гомельшчыны: Данілавічы, Прысно, Шарсцін

0
909
Даниловичи, Данілавічы

У 1897 годзе значная частка сучаснай Гомельскай вобласці ўваходзіла ў склад Магілёўскай губерні, а царкоўныя прыходы таго часу — у склад Магілёўскай епархіі. У гэтым жа годзе па складзенаму кансісторыяй маршруту царкоўныя прыходы вёсак, мястэчак і гарадоў Быхаўскага, Рагачоўскага і Гомельскага паветаў наведаў епіскап Магілёўскі і Мсціслаўскі Міхаіл. Пад час гэтага агляду рабіліся запісы, якія пазней былі надрукаваны ў “Могилёвских епархиальных ведомостях” за 1897-1898 гады пад назвай “Путевые заметки при обозрении церквей Могилёвской епархии Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Могилёвским и Мстиславским, в текущем 1897 году”. Унікальнасць гэтых нататкаў у тым, што напісаны яны на аснове старых царкоўных летапісаў і дакументаў, якія безнадзейна для нас згублены, знішчаны часам і ліхалеццямі. Да нядаўняга часу аб існаванні гэтых нататкаў нічога не было вядома, дадзеныя іх унікальныя, пасля выхаду ў свет яны нідзе не выкарыстоўваліся. Каб будучыя пакаленні ведалі гісторыю сваіх храмаў, прапаную вытрымкі з нататкаў аб праваслаўных храмах Веткаўскага раёна (скарачэнні і мова нататкаў захаваны, толькі напісанне некаторых літар адаптавана да сучаснага рускага алфавіту).

__________________________________________

19-20 мая 1897 г. “Село Даниловичи, Гомельского уезда, расстоянием от г. Могилёва на 147 верст. Архиерея не было здесь 8 лет. Церковь, построенная в 1866 году на отпущенную от казны сумму, деревянная, но по наружному виду приличная; ограда и колокольня тоже деревянные и благовидные. Утварь и ризница церковные посредственные. Библиотека состоит из 3 книг по Свящ. Писанию, 1 кн. святоотеческой, 40 книг духовно-нравственного содержания и 28 книг разного содержания. Прихожан 2000 душ обоего пола. Причт* из 2-х членов с жалованием от казны в 621 р. 46 к.; из них священнику 484 р. 14 к., а псаломщику 138 р. 96 к. Земли при церкви 40 дес., которой пользуются крестьяне, причту же, взамен земли, назначено ежегодно выдавать разнородного отсыпного зерна нового хлеба в количестве 86 четвертей гарнцевой меры*. Для священника построен от казны дом, а псаломщику дом построен прихожанами. В приходе имеется министерская школа и церковн. школа грамоты. Поют в церкви любители церков. пения, бывшие ученики и ученицы, при участии учащихся детей, хорошо очень, понаслышке, даже умеют петь и по нотам. Документы церковные в порядке; причт исправный. Церковный староста крестьянин К. состоит на службе 17-й год”.

19-20 мая 1897 г. “Село Присно, Рогачёвского уезда. Архиерея здесь не было 10 лет. Храм, построенный в 1819 году, деревянный, довольно благовидный, но маловместительный. Прихожанами собраны средства на окраску его и устройство церк. ограды, но Его Преосвященством рекомендовано употребить собранные деньги на расширение храма. Эта нужда требует безотлагательного удовлетворения. Утварь и ризница церковные достаточны: малое количество только стихарей. Библиотека очень маленькая — из 26 книг. Прихожан до 2000 душ обоего пола. Причт 2-х членный с годовым жалованьем в 644 р. Земли при церкви 33 дес., которая состоит во владении крестьян, которые платят за это членам причта ссыпным зерном хлеба. Дома ц. служителей общественные. В селе устроена двухклассная ц.-прих. учительская школа; школьное здание новое, просторное, светлое — очень хорошее; для 2-х учителей построено особое здание, удобное, и для конвикта* учащихся тоже особое здание. В настоящем году учащихся было там 84 чел. Школа содержится на средства Могилёвского Епарх. Училищного Совета с пособием от прихожан в размере 126 р. в год. Сверх сего есть в приходе церков. школа грамоты. В церкви поют певчие на двух клиросах*, — на правом — ученики старшего класса, а на левом ученики младшего класса школы учительской, те и другие поют умело и стройно. Документы в порядке за исключением ц. летописи не доконченной. Причт исправный”.

19-20 мая 1897 г. “М. Шерстин расстоянием от г. Могилёва в 170 верстах. Архиерея здесь не было 10 лет. Церковь, неизвестно когда построенная, деревянная, по внешнему виду оригинальная, просторная и светлая (бывшая униатская). В 1882 г. пристроена деревянная колокольня; ограда вокруг церкви приличная, устроена в 1889 году и окрашена масляной краской. Утварь и ризница* достаточные. Прихожан 1800 д. обоего пола. Членов причта 2 — оба справны и благонадёжны. Земли при церкви 42 дес. Дома для причта построены прихожанами. Жалованья на содержание причта получается от казны 644 р. в год. В церковной библиотеке книг для чтения 98. Ц.-прих. попечительство, открытое в 1884 году, денежного капитала и материального имущества не имеет. В приходе одна только школа грамоты. Мало. Есть ц. хор певчих из любителей пения, поют под руководством псаломщика складно, документы в порядке; причт исправный”.

Тэрміналагічны даведнік:

Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц. Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта.

*Гарнцевая мера — старая русская мера сыпучих тел, равная 3,28 литра.

*Конвикт (лат. — общежитие). Закрытое учебное заведение, в котором все воспитанники живут вместе, пользуясь всем готовым — помещением, столом и т.д. Ученики конвикта содержатся за счёт казны или за малую плату.

*Клирос — в православной церкви место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы, а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Почти в каждом храме имеются два клироса (в некоторых храмах напротив алтаря есть балкон, на котором и находятся певчие с чтецами), правый и левый, оба на возвышенной предалтарной части храма. В “Церковном уставе” клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами. Также клиросом может называться и хор певчих.

*Ризница — в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари. Находилась обычно внутри храма (например, в одном из алтарей), но могла иметь вид пристройки или (в монастырях) отдельного здания.

 

Аўтар: Вадзім Лось

Спасылка: http://news.21.by/culture/2010/12/18/214564.html

Яшчэ будучы студэнтам гістарычнага факультэта Гомельскага дзяржаўнага універсітэта імя Ф. Скарыны, Вадзім Лось некалькі разоў наведваў Веткаўшчыну ў складзе гісторыка-археалагічных экспедыцый. Тады і зацікавіўся гісторыяй нашага краю.

У бягучым годзе Вадзім скончыў універсітэт, абараніўшы навуковае даследаванне “Эканоміка Старажытнай Русі ў Х-ХІІІ стст. (па матэрыялах Чарнігаўскай, Полацкай і Тураўскай зямель)”.

З 2007 года з’яўляецца членам прэзідыума Гомельскага абласнога савета таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры. З 2008 па май 2010 г. — старшыня Гомельскага навуковага аб’яднання “Таварыства аматараў гісторыі і археалогіі”, зараз — яго ганаровы член. Удзельнік больш як дзесяці рэспубліканскіх і міжнародных экспедыцый: археалагічных, этнаграфічных, краязнаўчых і пошукавых. Аўтар трох навуковых даследванняў.

Вадзім Лось актыўна выступае са сваімі матэрыяламі ў рэгіянальных, гарадскіх, абласных, рэспубліканскіх і міжнародных друкаваных і электронных выданнях. Сёння мы прапануем увазе аматараў гісторыі роднага краю часткі яго даследвання пра храмы Гомельшчыны — тыя, што некалі існавалі ў Данілавічах, Прысно, Шарсціне.

Трэба дадаць, што збіраліся гэтыя матэрыялы па архіўных паліцах і зараз друкуюцца па благаславенню Архіепіскапа Гомельскага і Жлобінскага Арыстарха.