Гомельское православное братство: создание и деятельность на рубеже XIX-XX веков

0
79
Гомельское православное братство создание и деятельность на рубеже XIX-XX веков

В связи с отменой в России крепостного права, проведением правительством либеральных реформ, всплеском социальной активности населения, возобновилась деятельность православны братств. В конце XIX в. быстро ломались сословные границы духовенство перестало быть «запуганным сословием» и выступило с инициативой ряда духовно-социальных проектов. В обществе выдвигаются идеи земства (местного самоуправления), привлечения к активной социальной работе представителей разных сословий, что было созвучно основам братского движения. И все же инициатором возрождения братств стало российское правительство. В 1864 г. вышло Высочайшее постановление о возрождении деятельности православных братств. В «Минских губернских ведомостях» от 24 июля 1864 г. был опубликован указ Правительствующего Сената «О правилах для учреждения Православных церковных братств», в котором оговаривались цели и порядок учреждения братств: «Православными церковными братствами именуются общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и составляющиеся для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам не ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности и для распространения и утверждения духовного просвещения». Братства учреждались при церквях и монастырях с благословения и утверждения епархиального архиерея [1, л. 59 об, 63]. Синодом для изучения исторического опыта деятельности братств было предложено распространить по епархиям записку, составленную по книгам священника Иоанна Флерова «О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII столетиях» (1857 г.) и М. Кояловича «Чтения о церковных Западно-русских братствах» (1862 г.) [1, л. 180–187]. Кроме этого, предписывалось ознакомиться с брошюрой «Виленское Свято-Троицкое, впоследствии Свято-Духовское братство» (1876 г.) для ознакомления существующих братств Минской епархии с историей старейшего братства Северо-западного края [2, л. 3].

6 января 1883 г. в Могилеве было восстановлено православное Богоявленское братство. Братчики Могилева подчеркивали преемственность традиций нового братства, с существовавшим с начала XVIII в. до 1828 г. братством, имевшим такое же название. «Подобно древнейшим братствам Львовскому, Виленскому и Киевскому, древнее Богоявленское братство было оплотом православия и русской народности против всяких приращений иноверия и иноплеменности. Цель восстановленного братства заключается в распространении грамотности и духовного просвещения и в необходимости вспомоществования крайне нуждающимся» [3, л. 82]. Устав братства был напечатан в 4-м номере Могилевских епархиальных ведомостей за 1886 г.

Практическая работа по созданию отделения Могилевского Богоявленского братства в г. Гомеле началась в конце 1896 г. Решение о его открытии было принято Советом Могилевского Богоявленского братства 24 ноября 1896 г. [4, с. 379]. Его Преосвященство Мисаил епископ Могилевский обратился к пожизненному члену Могилевского церковного братства князю Ф. И. Паскевичу с предложением возглавить будущее отделение. Князь Паскевич предложение отклонил, указав, что в Гомеле уже существуют на средства населения два общества вспомоществования бедным. По мнению князя, местное население не богато, а католики и евреи, основные категории более богат ых граждан, не могут быть членами по уставу и исключаются из предполагаемого братства. Своими же силами, по мнению князя, православные не в состоянии обеспечить деятельность братства [5, л. 10, 10 об.]. Действительно, в Гомеле существовали «Христианское общество пособия бедным» и «Общество вспомоществования учащимся». Первое из них было создано в 1897 г., в том же, на который планировалось и открытие отделения братства. Бюджет общества составлял 5 тысяч рублей в год, общество содержало приют (около 30 детей) и школу. Содержание приюта обходилось до 4 тысяч рублей в год. На основании того, что в 1911 г. княгиня И. И. Паскевич подарила приюту каменный двухэтажный дом на Госпитальной улице можно сделать вывод, что семья Паскевичей была основным покровителем общества. «Общество вспомоществования учащимся» было создано еще ранее, 3 октября 1878 г. Средства общества также состояли в основном из пожертвований княгини И. И. Паскевич [6, с. 58, 59]. Поэтому председательствование и создание отделения братства представлялось князю Ф. И. Паскевичу излишним.

Тем не менее, епископ Мисаил и Совет Могилевского Богоявленского братства не отказались от подготовки к созданию отделения. В январе 1897 г. по просьбе гомельского городского благочинного протоиерея Григория Петрашени в Гомель было выслано 100 экземпляров устава Могилевского братства, которые были розданы почетнейшим прихожанам г. Гомеля, клиру городских церквей для ознакомления с идеями братского движении и выработки устава отделения [5, л. 9].

14 февраля 1897 г. в зале городской управы Гомеля собралось первое организационное собрание по подготовке к созданию отделения братства. В ходе обсуждения многие из братчиков выразили желание, чтобы в Гомеле было открыто не отделение Могилевского Богоявленского братства, а самостоятельное Петропавловское братство в ознаменование коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны [5, л. 12 об.]. Проект устава Гомельского отделения Могилевского церковно-православного братства был разработан к июню 1897 г. Тогда же на общем собрании братчиков определился состав управления братства, в который вошли княгиня И. И. Паскевич, директор Гомельской мужской гимназии и управляющий женской гимназии В. В. Роменский, протоиереи Григорий Петрашеня, священник Александр Грицкевич, предводитель дворянства, городской голова А. Б. Станевич, начальник железнодорожных мастерских ст. Гомель П. Е. Егоров, генерал-майор А.А. Никитин. Было избрано 7 кандидатов в члены управления: священник Алексей Елеонский, Т. С. Тернавский. А.М. Мельников, священник Иоанн Мамонтов, С. С. Уклонений, священник Феодор Страдомский, М. А. Климов.

Первое заседание избранного управления состоялось 14 июня 1897 г. и на нем были распределены обязанности между членами управления. Председателем управления стал протоиерей Григорий Петрашеня, его помощником П. Е. Егоров, казначеем А. Б. Станевич, делопроизводителем — священник Александр Грицкевич [5, л. 23-24 об.].

Торжественное открытие Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства состоялось 19 октября 1897 г. в ознаменование коронации императора Николая 11 и императрицы Александры Федоровны в зале городской управы. Молебен был совершен председателем управления братства протоиереем Григорием Петрашенем. Программную речь об истории братского движения, основах деятельности и задачах братства произнес священник Александр Грицкевич [5, л. 33 об.].

Устав Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства был утвержден 27 сентября 1897 г. епископом Могилевским и Мстиславским Мисаилом. Исходя из духовно-просветительской и благотворительной цели были установлены и задачи отделения: а) учреждение и благоустройство библиотек в г. Гомеле и уезде с бесплатной читальней для народа; б) устройство и организация приюта — церковно-приходской школы с ремесленным отделением для детей, по преимуществу раскольников и других сектантов; в) устройство хоров при церквях уезда; г) открытие в Гомеле складов книг, брошюр листков, икон, крестиков и других предметов религиозно-исторического характера, для продажи их по возможно дешевым ценам и для безвозмездной раздачи неимущим. Братство считало одним из важнейших направлений своей деятельности миссионерство и помощь сиротам, обращающимся из раскола и иных вер к православной церкви [7, с. 248].

Средства Гомельского отделения состояли из следующих статей дохода: процентов с неприкосновенного капитала; пожертвований вносимых членами братства и собираемых по подписным листам; доходов от продажи книг, брошюр, икон, картин и листков. Поступающие средства образовывали капитал братства, который делился на два вида. Текущий — на расходы и неприкосновенный, жертвуемый с целью неприкосновенности, но уставом разрешалось расходовать проценты с неприкосновенного капитала. Капитал вносился для хранения и приращения процентами в государственный банк или казначейство.

Параграфы 6-10 устава братства определяли состав отделения. Указывалось, что братство состоит из лиц обоего пола, принадлежащих к православному вероисповеданию. Все члены братства образовывали несколько разрядов. Для того, чтобы быть действительным членом нужно было ежегодно вносить в кассу братства пожертвование не менее 1 рубля (единовременно или частями), либо внести такую сумму, проценты дохода от которой составляли бы не менее рубля в год. Денежные пожертвования могли быть заменены книгами, школьными принадлежностями и другими полезными вещами, но при этом вещевое пожертвование также должно было быть значительного размера. Лица, вносившие пожертвования деньгами или вещами на сумму менее рубля в год, составляли разряд членов-соревнователей. Внесшие единовременно сумму не менее 50 рублей становились пожизненными членами братства. Лица, оказавшие особые услуги братскому отделению своими трудами, нравственным влиянием или другим способом, решением общего собрания удостаивались звания почетных членов отделения братства. § 6 имел примечания о том, что отделение братства может принимать пожертвования и от лиц инославного вероисповедания, в таком случае последние могут стать членами-соревнователями отделения.

Заседания управления должны были проходить один раз в три месяца или в случае необходимости чаще. Они правомочны, если присутствует председатель или его помощник, делопроизводитель и три члена управления. Решение управления принимается большинством голосов, причем голос председателя, или в его отсутствие, помощника, при равенстве голосов, имеет перевес. Также в работе управления могут присутствовать почетные члены отделения, и они имеют право голоса при решении дел. Постановления управление заносятся в книгу протоколов. Управление отделения определяет порядок делопроизводства, ведет приходно-расходные книги, расходует средства сообразно целям братства и заботится о пополнении средств.

Общие собрания членов отделения бывают годичные и экстренные. Обычное общее собрание проводится один раз в год, по воскресеньям, не позже февраля. Повестка собрания должна заранее сообщаться членам братства. Председательствует на собрании председатель управления. Общее собрание признается состоявшимся, если в нем участвовало не менее 15 членов имеющих право голоса и проживающих в Гомеле. Если необходимый кворум не был собран, последующее собрание решает вопросы голосами собравшихся. Право решающего голоса на общих собраниях имели почетные, пожизненные и действительные члены, члены-соревнователи обладали совещательным голосом. Собрание принимало решение большинством голосов. При равенстве голосов принималось то решение, которое поддерживал председатель управления. К компетенции общего собрания относилось: рассмотрение годичного отчета и деятельности членов отделения, избрание почетных членов, членов управления, кандидатов в члены управления, членов ревизионной комиссии, утверждение сметы расходов. Экстренное собрание объявлялось состоявшимся, когда в нем принимало участие не менее 15 членов братства, помимо членов управления. Если не собралось указанное количества, то следующее экстренное собрание также принимает решение голосами присутствовавших членов.

Общие собрания утверждали также представителей Гомельского отделения братства для участия в работе съездов братств Северо-Западного края. Так, в работе съезда 1909 г., состоявшегося в Вильне, приняли участие гомельчане священник Ф. Жудро, А. В. Билев и А. Н. Вобортихин [8 л. 2-2 об., 3].

Изменения и дополнения устава могли вноситься с одобрения Совета Могилевского Богоявленского братства и утверждения епархиального архиерея. Далеко не все ходатайства принимались. Так в мае 1898 г. не было внесено изменение §6 устава отделения братства о допуске старообрядцев в члены братства с правом решающего голоса [9, л. 36 об., 37].

Решения о важнейших мероприятиях братства, которые приводили к расширению направлений его деятельности, также рассматривались общим собранием братства. Примером может служить собрание от 17 мая 1898 г., об открытии одноклассной церковно-приходской школы, в которой вместе с православными могли бы учиться и дети старообрядцев [9, л. 36 об.]. Постановлением общего собрания 11 февраля 1903 г. было принято решение об открытии в Гомельском уезде иконной торговли [10 , с. 85].

Общее собрание утверждало временные комиссии, образуемые для воплощения какого-либо конкретного проекта. Комиссии создавались для изучения финансовой обеспеченности проекта, для взаимодействия с государственными ведомствами, как это было сделано решением общего собрания 30 января 1900 г. для осмотра казенных земель в г. Гомеле и подыскания площадки под строительство школы-приюта [11, с. 110-117].

По сути, можно выделить четыре основных направления в деятельности Гомельского православного братства: благотворительность, миссионерство, светское и духовное образование, церковно-устроительная деятельность (то есть строительство своего храма и забота о уже существующих культовых зданиях, о наполнении приходской жизни). Каждое из этих направлений занимало разное место в деятельности братства в зависимости от времени, внешних условий, задач, которые на данном этапе братчики выдвигали перед собой. 1897-1905 гг. — время становления братской организации, наработки традиций, форм и методов работы с населением. В это время активно создавались библиотеки-читальни, библиотеки-витрины, книжный склад, формировались библиотечные фонды, бесплатно распространялись книги, брошюры, листки духовно-нравственного содержания. Для выполнения миссионерской деятельности проводились внебогослужебные чтения. С 1898 г. открываются бесплатные библиотеки-читальни в Гомеле, Белице, Глыбоцком, Бобовичах, Поколюбичах [12, с. 129]. В 1900 г. начала работу библиотека-читальня при гомельской тюремной Александро-Невской церкви [13, с. 80-87]. Помимо церковно-религиозной литературы, в библиотеках имелись книги исторического содержания, брошюры по земледелию, гигиене. В населенных пунктах, в которых были приверженцы старообрядчества либо протестантских деноминаций (Уть, Иваки, Ветка) библиотеки усилили компонент миссионерской литературы. Библиотеки отделения братства активно посещались населением. К примеру, в чайной с. Глыбоцкого в течение года с августа 1898 г. было взято 350 книг для чтения на дому. В местечке Хальч библиотека для бесплатного чтения, открытая 6 ноября 1899 г., населением была принята с большим сочувствием. Из библиотечной записи о выдаче книг установлено, что было выдано 220 книг. Массовое чтение книг в библиотеке-читальне отделения наблюдалось также во второй чайной Гомеля, где количество читающих, по заявлению заведующего библиотекой г-на Курошко, было так велико, что вести их учет было трудно. Из донесений заведующих библиотеками-чигальнями отделения также видно, что население интересовалось книгами не только религиозного содержания (Хальч, Глыбоцкое, Уть, Гомель), а в иных преимущественно были востребованы книги религиозно-нравственной тематики (Бобовичи) [11, с. 111]. Всего с начала своей деятельности до 1901 г. Гомельское братское отделение открыло 14 библиотек-читален (включая 2 уличные), общий книжный фонд их составлял 3 690 книг различного содержания [13, с. 81]. Помимо создания библиотек-читален Гомельское отделение братства занималось бесплатным распространением литературы. Книги использовались и как способ вознаграждения за исполнение поручений братства, за активное участие в жизни приходов. Отделение братства в 1899 г. выдало 158 экземпляров Нового Завета в награду лучшим чтецам во всех приходах уезда, согласно представлениям приходских священников. За безвозмездную работу и усердное отношение к делу заведывания библиотеками-читальнями отделения награждены книгой Нового Завета сиделец в чайной (второй) г. Гомеля г-н Курошко и сиделец Белицкой чайной г-жа Владычанская. Заведующий книжной торговлей отделения в часовне Петро-Павловского собора В. А. Шевелев, несущий обязанности приёма, выдачи, сортировки и продажи книг, награждён Библией [11, с. 113].

Заботясь о религиозно-нравственном воспитании народа отделение братства с разрешения Преосвященного Михаила открыло в 1900 г. внебогослужебные чтения по воскресным и праздничным дням в Петро-Павловском соборе и Троицкой церкви Гомеля поочередно. Всех чтений в 1900 г. было 17. Перед чтениями обычно совершались торжественные вечерни при пении хоров означенных церквей. Велись чтения местным духовенством и живущими в Гомеле лицами, получившими богословское образование, по программе, утвержденной епископом. На чтения собиралось от 300 до 500 человек [13, с. 80-87].

С 1901 г. численность братчиков резко идет на спад. Если в 1900 г. братство объединяло в своих рядах 472 человека, то в 1901 г. уже 253, в 1902 — 228, в 1903 — 212, в 1904 — 143, а в 1913 — только 36 человек [14, л. 10; 11, с. 110-117; 13, с. 11О; 15, с. 106; 16, с. 41; 17, с.61;8, с. 67; 19, с. 2]. Спад в деятельности отделения, особенно в 1905-1909 гг. был вызван, прежде всего, внешними факторами. События первой русской революции, принятие закона о веротерпимости привели I к необходимости поиска новых форм и нового содержания работы всех братств. Социалистические идеи приобрели популярность и в среде духовенства. Братства, в том числе и Гомельское отделение, стали организовывать публичные чтения, рассчитанные на широкий круг слушателей, особенно на интеллигенцию и учащуюся молодежь. На более высокий уровень вышла благодаря богословским публичным чтениям миссионерская работа. Первые чтения в Гомеле состоялись 20 января 1914 г. Инициативу проявил командир 160-го пехотного Абхазского полка полковник Н. Д. Ливенцев, который от имени общества офицеров пригласил Преосвященного Варлаама повторить для гомельской публики, прочитанную владыкой в Могилеве, лекцию о христианском воспитании детей. О значимости этого события говорит тот факт, что все билеты были проданы, а зал заседания не вместил всех желающих. Средства, вырученные с продажи билетов, пошли в фонд братства на благотворительность. Чистый сбор с вечера превысил 300 руб. Представители Гомельского духовенства высказали мысль о желательности продолжения подобных богословских чтений и об устройстве для этого епархиального дома [20, с. 237-239].

В своей деятельности братство учитывало специфику Гомельского уезда, — национальный и социальный состав жителей деревень и местечек, большой массив компактно проживающего иноверческого населения. Для заинтересованного участия крестьян, помимо духовно-нравственных аспектов не менее важной была экономическая деятельность братства. Создавались ссудно-сберегательные кассы и общества мелкого кредита для укрепления экономического положения православного населения, прежде всего крестьян и ремесленников. На заседании Совета братства 7 января 1911 г. был рассмотрен вопрос о законодательных правилах кредитования [21, с. 66]. Учитывая конфессиональный состав членов-соревнователей (25 % иноверцев), важна была работа по привлечению их в ряды братства и дальнейшему удержанию в его составе. Так, общее собрание членов отделения братства 17 мая 1898 г. обсудило возможность устройства в Гомеле, в Спасовой слободе, где жили старообрядцы, одноклассной церковно­приходской школы, в которой вместе с православными могли бы учиться и дети старообрядцев. Но старообрядцы по-прежнему допускались к участию в делах братства только в качестве членов-соревнователей [9, л. 36-37].

Период 1909-1914 гг. ознаменовался появлением самостоятельного Гомельского православного братства. Братство не ограничивалось общеобразовательными задачами, оно пыталось дать нуждающимся профессиональные навыки. Проводились курсы по овладению какой-либо профессией, что обеспечивало дальнейшую возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь. Так, братство организовало в 1912 г. обучение 20 девушек на курсах кройки и шитья [22, л. 58, 59]. Способы расширения деятельности братства были рассмотрены на собрании управления Гомельского братства 6 января 1909 г., проведенного в здании духовного училища под председательством гомельского епископа Митрофана (Краснопольского). На собрании владыкой было предложено учредить Братский праздник в день Покрова Пресвятой Богородицы, приурочив к этому дню крестный ход с чудотворной Братской иконой Богоматери. Было возбуждено ходатайство о построении новой церкви в г. Гомеле за линией железной дороги, в противовес появляющемуся здесь «штундизму» [23, с. 114-115].

Вопрос о братском Свято-Димитровском храме вновь был поставлен на обсуждение в 1913 г., т. к. после заложения храма с дальнейшей постройкой его пришлось приостановиться, т.к. смета не соответствовала финансовым возможностям братства. Гомельский епископ Варлаам пообещал свою помощь. По вопросу о помещении для братства, собрание высказалось за покупку продающегося на Аптечной улице и подходящего по цене и местоположению земельного участка и устройства на нем Братского дома. Преосвященный Варлаам указал на губернский комитет попечительства о народной трезвости как на источник средств и пообещал свое ходатайство [24, с. 305].

В 1913 г. с благословения Преосвященного Константина, епископа Могилевского и Мстиславского, при братстве было открыто общество трезвости, председателем которого был избран Преосвященный Варлаам, епископ Гомельский. Общество имело свой устав, совет и кассу. Могилевские епархиальные ведомости опубликовали подробный отчет о проведении праздника трезвости в Гомеле 4 мая 1914 г. [24, с. 347].

Начавшаяся первая мировая война переориентировала деятельность братства, которая заключалась, в основном, в сборе средств, уходе за ранеными, помощи семьям погибших, обслуживании лазаретов и больниц.

Список использованных источников и литературы

  1. Записка о православных церковных братствах в Западной России // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 136. Оп. 1.Д. 30544.
  2. Переписка консистории Могилевской епархии // НИАБ. Ф. 136. Оп. 1.Д. 35139.
  3. Совет Могилевского Богоявленского братства губернатору от 30 сентября 1896 г.//НИАБ. Ф. 2318. Оп.1. Д.31.
  4. Несколько слов к предстоящему открытию Гомельского отделения Могилевского Богоявленского братства И Могилевские епархиальные ведомости. 1897 — № 28-29 (часть неофициальная). С. 377-379.
  5. Журнал Совета Могилевского Православного Богоявленского Братства от 05.03.1897. И НИАБ. Ф. 2318. On. 1. Д. 35.
  6. Жудро Ф. А., Сербов И. А., Довгялло Д. И. Город Гомель (Могилевской губ.) с 68 автотипиями. Вильно: Ссв.-Зап. отд. Импер. Русского географического о-ва, 1911. 61 с.
  7. Устав Гомельского отделения Могилевского церковного Богоявленского братства // Могилевские епархиальные ведомости. 1897. № 28-29 (часть официальная). С. 247-253.
  8. О ежегодном перенесении 29 сентября Могилево-Братской иконы Божией Матери из Могилева в город Гомель //НИАБ. Ф. 2301. On. 1. Д. 161.
  9. Журнал Совета Могилевского Православного Богоявленского Братства от 29.09.1898. // НИАБ. Ф. 2318. Oп. 1. Д. 37.
  10. Краткий очерк деятельности двух Братских отделений Гомельского и Мстиславского за 1903 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1904. № 13 (часть официальная). С. 85-87.
  11. Протокол Общего собрания членов Гомельского Отделения Могилевского Церковно-православного Богоявленского Братства 30 января 1900 г. И Могилевские епархиальные ведомости. 1900. № 9 (часть официальная). С. 110-117.
  12. Отчет о деятельности Гомельского Отделения Могилевского Богоявленского Братства с 19 октября 1897г по 1-е мая 1898 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1898. № 17 (часть официальная). С. 129.
  13. Отчет о состоянии и деятельности Гомельского Отделения Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1900 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1901. № 9 (часть официальная). С. 80-87.
  14. Дело о сборе сведений для отчета о состоянии епархии за 1914 г. и предоставлении в Синод. Отчет о деятельности Гомельского православного Братства. // НИАБ. Ф. 2301. Oп. 1. Д. 676.
  15. Гомельское отделение Могилевского церковно-православного Богоявленского братства, открытое в ознаменование св. коронования их Императорских Величеств; его состояние и деятельность с 19 октября 1897 г. по 1 января 1899 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1899. № 11-12 (часть официальная). С. 106-109.
  16. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1901 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1902. № 9-10 (часть официальная). С. 40-45.
  17. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1902 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1903. № 9-10 (часть официальная). С. 59-74.
  18. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1903 г. // Могилевские епархиальные ведомости 1904. № 12 (часть официальная). С. 66-76.
  19. Отчет о состоянии и деятельности Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1904 г. И Могилевские епархиальные ведомости 1905-№ 11 (часть официальная). С. 1-15.
  20. Могилевские епархиальные ведомости 1914.№7-8 (частьнеофициальная). С. 237-239.
  21. Гомель. Из жизни Гомельского братства. И Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. 1911. № 3. С. 66.
  22. Отчет о состоянии Могилевской епархии за 1912 г. Святейшему правительствующему Синоду И НИАБ. Ф. 2301. On. 1. Д. 523.
  23. Заседание управления Гомельского Отделения Богоявленского Братства. // Могилевские епархиальные ведомости 1909. № 3 (часть неофициальная). С. 114-115.
  24. Могилевские епархиальные ведомости 1910. №13 (часть неофициальная). С. 293-305.

Авторы: С.А. Юрис, И.А. Грищенко
Источник: Ad jubilaeum: да 70-годдзя стварэння гістарычнага факультета: зборнік навуковых артыкулаў: у 2 ч. Ч. 1 / рэдкал.: В. А. Міхедзька (адк. рэд.) [i інш.]; М-ва адукацыі РБ, Гом. дзярж. ун-т імя Ф. Скарыны. — Гомель: ГДУ імя Ф. Скарыны, 2015. – С. 143-150.