Гомель — важный культурный центр Беларуси

0
454
Гомель - важный культурный центр Беларуси

Гомель является не только вторым, после Минска, по промыш­ленности и численности населения городом, но и важным культур­ным и научным центром Республики Беларусь, который начал свое возрождение после окончания Великой Отечественной войны.

Ещё в 1946 г. был разработан проект восстановления и реконст­рукции Гомеля с сохранением основных магистралей, которые сло­жились исторически. Согласно генплану 1964 г. радиальное направ­ление улиц постепенно превратилось в линейное. На главных маги­стралях построены Дом спорта (архитекторы И. Спирин, С. Павлов), ресторан «Беларусь» (архитектор Л. Тамков), зданий областной библиотеки (архитектор В. Бурлака) и областного драматического театра (архитектор А. Тарасенко), пешеходный мост через Сож и т. д. Объекты, возведенные в 1970-1980 гг., — здания Дома связи (архитектор Р. Тихов), центра научно-технической информации, главного корпуса университета им. Ф. Скорины, проектного институ­та «Гипроживмаш», цирка и Института механики металлополимер­ных систем НАНБ (архитектор Л. Томков), легкоатлетический манеж, кинотеатр «Юбилейный», аэровокзальный комплекс, гостиница «Ту­рист», госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны и другие — изменили архитектурный облик Гомеля.

Был создан также ряд микрорайонов в юго-западной, северозападной и левобережной частях города, в районах «Аэродром», «Гомсельмаш». Согласно генплану 1977 г. планировочная структура города формировалась из 5 комплексных планировочных районов (Центрального, Северо-Восточного, Юго-Западного, Сельмашевского, Новобелицкого) и развивалась в северо-восточном, юго-восточном и северном направлениях; общегородской центр, согласно плану, должен развиваться вдоль р. Сож. В 1980-е годы в городе началось освоение поймы р. Сож под жилищно-гражданское строительство (авторы — инженеры И. Дубов, А. Карамышев и др.). На гидронамы­вочных поймовых территориях построены большие жилые массивы Волотова, Южный, а в 90-е годы — 16-й и 17-й микрорайоны. Среди значительных построек 1990-х годов являются железнодорожный вокзал, главный корпус политехнического и кооперативного институ­тов, института «Гомельпроект», молодежный центр «Юность» и др. Улучшению архитектуры внешнею облика зданий способствовало широкое проникновение в последние годы в строительную индустрию запад­ных технологий и материалов. Тонированное и зеркальное стекло, металл позволяют создавать значительные объемы, нейтральные по своей архитектуре к окружающей среде. Такая нейтральность подходит при строительстве и реконструкции существующих зданий (ледовый дворец, здания «Приорбанка», «Беларусбанка»).

Необходимо отметить также, что с сер. 1980-х годов в республике начали создаваться программы по реконструкции и восстановлению памятников архитектуры и градостроительства, разрабатываются проекты регенерации исторических построек городов Беларуси, в том числе и Гомеля. С созданием Управления по реставрации и кон­сервации памятников при Министерстве культуры начали разраба­тываться нормы и правила по сохранению памятников, зоны охраны памятников и ландшафта, регулированию строительства. Так, в кон. 1980-х годов в Гомеле началась реставрация собора Петра и Павла (до 1988 г. в нем располагался планетарий), а в 90-е гг. — дворца Румянцевых-Паскевичей.

В Гомеле много братских могил советских воинов и партизан, коммунаров, подпольщиков, жертв фашизма, а также памятников: Освобождения, Курган Славы, П.Я. Головачеву, А.А. Громыко, Н.П. Румянцеву, П.О. Сухому, гомельским ополченцам, в честь войск Белорусского фронта, которые освобождали Гомель 26 ноября 1943 г., и др.

После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков возобновили работу педагогический, учительский и лесотехнический институты, педагогическое училище, 2 средних, 7 неполных средних и 4 начальные школы, были открыты речной, Гомельский коопера­тивный, Гомельский политехнический, а в 1955 г. и Гомельский ма­шиностроительный техникумы.

В 50-е годы в Беларуси происходило дальнейшее совершенство­вание системы высшего образования. Оно выразилось в стремлении более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и культуры в специалистах за счет общего увеличения контингента студентов вузов Беларуси, а также подготовки специалистов по ряду новых специальностей. В это время в Беларуси было открыто пять новых высших учебных заведений [18, с. 65-66], в том числе 1 ок­тября 1953 г. Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, который создавался и развивался как институт всесоюзного значения и готовил кадры для всего бывшего Советско­го Союза. В 1953 г. на три факультета (эксплуатационный, строи­тельный и механический) было принято 300 чел. БелИИЖТ разместился в здании бывшего Управления Белорусской железной дороги, которое в 1953 г. переехало из Гомеля в Минск после объединения Минской и Белорусской магистралей в единую Белорусскую железную дорогу [19, с. 284]. В 1958 г. в БелИИЖТе состоялся первый выпуск 239 молодых специалистов по вагонному хозяйству, строительству и эксплуатации железных дорог.

В 1993 г. Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта был преобразован в Белорусский государственный уни­верситет транспорта. Бел ГУТ сегодня — это крупнейший транспорт­ный вуз Беларуси, который имеет 9 факультетов, учебно­-методический центр в Минске и учебно-консультационные пункты В Бресте и Витебске. В структуре университета находятся Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и спе­циалистов транспортного комплекса Республики Беларусь, а также Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. В четырех корпусах размещены лекционные аудитории и свыше 100 лабораторий и кабинетов, оснащенных современным оборудовани­ем и техническими средствами. БелГУТ имеет крупнейший в Гомеле спортивный комплекс, где проводятся соревнования, в том числе республиканские, по различным видам спорта, в 2002 г. был открыт плавательный бассейн.

Университет готовит молодых специалистов для железных дорог, транспортных коммуникаций, проектных институтов и строек как для Республики Беларусь, так и для стран ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время в Гомеле 6 высших учебных заведений: Го­мельский университет им. Ф. Скорины, Гомельский технический уни­верситет им. П. Сухого, Гомельский государственный медицинский университет, Белорусский торгово-экономический университет по­требительской кооперации, Белорусский государственный универси­тет транспорта, а также Гомельский филиал Международного инсти­тута трудовых и социальных отношений.

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины был основан в мае 1969 г. на базе Гомельского педагогического институ­та им. В.П. Чкалова, а с 1988 г. носит имя Ф. Скорины. В составе университета — 12 факультетов. Университет готовит преподавате­лей для высших и средних школ, специалистов для научноисследовательских заведений и различных структур. На 44 кафед­рах работают 28 профессоров и докторов наук, свыше 230 доцентов и кандидатов наук. Университет имеет 5 учебно-лабораторных кор­пусов, информационно-вычислительный центр, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный центр, загородную учебно-лабораторную базу, спортивный клуб, студенческий молодежный центр.

1 августа 1968 г. по инициативе бывшего директора завода «Гомсельмаш» И. Котенка при заводе был открыт общетехнический І факультет Белорусского политехнического института. В январе 1973 г.  на базе факультета был открыт Гомельский филиал Белорусского I политехнического института, а в 1981 г. филиал был преобразован в Гомельский политехнический институт. В 1995 г. институту было присвоено имя выдающегося авиаконструктора П. Сухого. 1 июля 1988 г. институт был преобразован в Гомельский государственный технический университет, который обеспечивает многопрофильную подготовку и переподготовку инженерных кадров и специалистов высшей квалификации как для Беларуси, так и для соседних регио­нов России. В университете работают свыше 300 квалифицирован­ных преподавателей.

Гомельский государственный медицинский институт (с 2003 г. Гомельский государственный медицинский университет) был осно­ван в 1990 г. с целью обеспечения врачебными кадрами лечебно­-профилактических заведений Гомельской и Могилевской областей, повышения уровня медицинской помощи населению районов, наи­более пострадавших от последствий на Чернобыльской АЭС. В ин­ституте работают 22 кафедры медико-биологического профиля, которые оснащены современным медицинским оборудованием.

Гомельский кооперативный институт был основан на базе Го­мельского филиала Московского кооперативного института. Имеет 7 факультетов. В 2002 г. был преобразован в Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации, который готовит кадры экономистов, бухгалтеров, коммерсантов, менедже­ров банковских дел, товароведов, специалистов в сфере междуна­родных экономических отношений, экономистов и правоведов для всех областей республики.

Гомельский филиал Международного института трудовых и соци­альных отношений был основан в 1993 г. Институт готовит специа­листов по экономике управления, маркетингу, финансам и кредитам. Учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу в институте обеспечивают кафедры «Менеджмента», «Мар­кетинга», «Бухгалтерского учета и финансов», «Общественных дис­циплин», «Информационных технологий», «Социально-гуманитарных дисциплин» (в состав которой входит секция правоведения), «Лин­гвистики» и «Физического воспитания».

Кроме шести высших учебных заведений, в Гомеле расположены два института Национальной академии наук Беларуси — Институт механики металлополимерных систем и Институт леса, занимающиеся как фундаментальными исследованиями, так и прикладными про­блемами. После аварии на Чернобыльской АЭС был организован Научно-исследовательский институт радиологии, который разраба­тывает актуальные проблемы реабилитации загрязненных радио­нуклидами территорий, а также проводит исследования в области сельскохозяйственной радиологии, участвует в международных про­ектах по проблемам ликвидации последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС.

В 90-е годы в системе образования Гомеля насчитывалось 154 дошкольных заведения, в том числе дошкольная гимназия, центр развития детей, 4 дошкольных заведения с углубленным направле­нием деятельности (иностранный язык, эстетика и т. д.), 8 заведений санаторного типа, сад для детей с различными дефектами, сад для глухих и с нехваткой слуха. Действуют также 80 общеобразователь­ных школ, в том числе лицеи, белорусско-славянская гимназия им. И. Мележа, специальная школа с углубленным изучением анг­лийского языка (обучение с 5 лет), 3 начальные школы, школа-сад для детей с нарушением зрения, еврейская школа-сад, а также 4 школы-интерната и 4 сменные школы. Кроме того, в городе есть ча­стная гимназия, областной и городской лицеи, 16 профессиональнотехнических училищ, 11 средних специализированных учебных за­ведений, в том числе медицинское училище, колледж искусств, му­зыкально-педагогический колледж. В городе насчитывается 18 мас­совых библиотек, в том числе 6 детских. Работают Гомельский крае­ведческий музей, филиал Ветковского музея, выставочный зал Сою­за художников, картинная галерея им. Г. Ващенко.

Начало книгоиздательского дела в Гомеле связано с частной ти­пографией Ш. Фридланда, которая действовала в 1887-1912 гг. В кон. XIX — нач. XX вв. в различное время существовало ещё 12 част­ных типографий. В нач. XX в. в городе выходили общественнополитические и литературные газеты. Большинство газет, журналов, брошюр, книг, которые издавались в Гомеле с 20-х годов XX в., пе­чатались на фабрике «Полеспечать», продукция которой в 1924-1925 гг. составляла 17 % от всего объема изданий в Беларуси. Это было главным образом социально-политическая, научная и художе­ственная литература, часть которой представляла собой бесплат­ные приложения к газетам «Полесская правда» и «Новая деревня». Важное место в издательской продукции Гомеля в этот период со­ставляла периодическая печать. В первые месяцы Великой Отече­ственной войны в Гомеле выходила республиканская газета «Звез­да», газета 21-й армии «Боевой листок», выпускались плакаты и листовки.

После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков в городе находились редакции газет «Советская Белоруссия», «Чырвоная змена». Возобновилось издание газет — областной «Го­мельская праўда», которая освещала общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь Гомеля и области, и районной «Сталінскі сцяг», которая с 1956 г. называлась «Трыбуна хлеборо­ба», а с 1962 г. — «Маяк». На предприятиях и организациях, учебных заведениях снова начали выходить многотиражные газеты («Сельмашевец» с 1948 г. и др.), а также стали издаваться новые: «Сиг­нал» БелИИЖТа, «Гомельскі універсітэт», «Нефтяник» и др. В горо­де действуют корреспондентские пункты республиканских газет «Со­ветская Белоруссия», «Звязда», «Сельская газета», ТАСС — БелТА.

В настоящее время в Гомеле издаются газеты: «Рабочае слова» (областная, с 1990 г.), «Агронеделя» (областная, с 1991 г.), «Гомельскія ведамасці» (городская, с 1991 г.), «Вячэрні Гомель», «Советский район», «100 %», «Моя реклама» и др. Значительное место в куль­турной жизни города занимают также журналы «Палессе», который выходит с 1997 г., «Славяне» (с 1998 г.) и «Нефтяник Полесья».

Музыкальная жизнь города берет свое начало со времени приня­тия христианства, она была представлена в основном церковными песнопениями. В пер. пол. XIX в. в Гомеле преобладало домашнее музицирование, а также преподавались музыкальные дисциплины в отдельных частных пансионах. Развитие светской музыкальной культуры в Гомеле началось ещё во вт. пол. XIX в. Музыку препода­вали в мужских и женских гимназиях, техническом железнодорожном училище. В 1903 г. в Гомеле была открыта музыкальная школа С. Валовича, в 1907 г. — С. Захарина, в 1908 г. — фортепьянные клас­сы Б. Розенблюма. В 1908-1914 гг. действовало Гомельское музы­кально-драматическое товарищество, которое занималось культур­но-просветительской деятельностью, пропагандировало среди жите­лей Гомеля музыку и театр, искусство и литературу. До 1917 г. при го­мельских храмах существовали многочисленные хоры, в том числе мужские — при Георгиевской церкви и женский — при Петропавлов­ском соборе, которые организовала княгиня И. И. Паскевич. В 19081917 гг. в городе гастролировали «Кооперативное товарищество» русской оперы, известные вокалисты, пианисты и скрипачи, русские и польские театральные труппы.

После 1917 г. были созданы многочисленные хоровые студии и кружки при Гомельском пролетарском университете, при рабочем клубе на станции Полесской железной дороги, студии при культур­ном отделе совета профсоюзов и спичечной фабрике «Везувий». В 1919 г. в городе была открыта народная консерватория, которая стала центром музыкальной жизни города. В 1920 г. консерватория была реорганизована в Государственную музыкальную школу 1-й и 2-й ступеней. А в 1921 г. на её базе были созданы музыкальный тех­никум и специальная музыкальная школа. В сентябре 1920 г. со­стоялась 1-я Гомельская конференция работников искусств. При гу­бернском отделе народного образования был создан постоянный симфонический оркестр. В кон. 1921 г. была открыта 2-я государст­венная музыкальная школа, в 1923 г. она объединилась с 1-й и с 1940 г. стала называться музыкальной детской школой № 1 им. П.И. Чайковского.

В 1920-е годы в Гомеле гастролировали многочисленные музы­кально-театральные труппы, в том числе В. Голубка, оркестры и от­дельные исполнители. В 1930-е годы широкое развитие получила художественная самодеятельность, центром которой стал клуб же­лезнодорожников, в котором работали музыкальный, хоровой, струнный и другие кружки. В 1936 г. был создан танцевальный кол­лектив под руководством А. Рыбальченко. Коллективы музыкального техникума и музыкальной школы вели разностороннюю концертно-­лекционную и консультационную работу среди гомельчан и сельско­го населения области, а также оказывали творческую помощь коллек­тивам художественной самодеятельности.

Во время Великой Отечественной войны музыкальные учебные заведения Гомеля были эвакуированы в г. Уфу. В 1944 г. они возоб­новили свою деятельность в Гомеле.

В 1967 г. в Гомеле была создана Гомельская областная филармония, которая начала проводить концертно-лекционную работу. В 1970-1980 гг. в Гомеле выступали хоровые коллективы страны, в том числе Государственный народный хор БССР под руководством Г. Титовича, Московский камерный хор, Ленинградская академическая хоровая капелла, Киевский камерный хор им. Б. Летошинского, Волжский и Сибирский русские народные хоры; вокальноинструментальные ансамбли и группы, в том числе «Веселые ребя­та», «Фестиваль», «Синяя птица», а также коллективы из Польши, Венгрии, Югославии. Большое развитие получила художественная са­модеятельность. Лучшим самодеятельным коллективам были при­своены звания народных и заслуженных. В их числе народный ан­самбль песни и танца Дворца культуры и техники железнодорожни­ков, народный вокально-хореографический ансамбль «Гомий» и на­родный оркестр эстрадной и джазовой музыки Дворца культуры про­изводственного строительно-монтажного объединения «Гомельпромстрой», народный хор Дворца культуры производственного объ­единения «Гомельдрев», народный хор клуба производственного обувного объединения «Труд», народный женский хор производст­венного швейного объединения «Коминтерн», народный женский ансамбль «Пралескі» педагогического училища и многие другие.

При Гомельской областной филармонии начинали свою деятель­ность вокально-инструментальные ансамбли «Лявоны» (в настоя­щее время «Песняры») и «Сябры». В 1978-1993 гг. в Гомеле рабо­тал фольклорный музыкально-драматический театр «Жалейка» (с 1985 г. — народный, с 1989 г. — профессиональный). В настоящее время в городе работают 3 музыкальные школы, 5 школ искусства с музыкальным и хореографическим отделениями, музыкальный кол­ледж им. Н. Соколовского, музыкально-педагогический колледж; с 1987 г. работает областное отделение Белорусского союза музы­кальных деятелей. Более 30 самодеятельных коллективов Гомеля имеют звание народных и заслуженных. Заслуженным успехом пользуются выступления народной хоровой капеллы областного до­ма технического и художественного творчества Управления образо­вания, вокального ансамбля «Реченька», ансамбля «Октава» и хора педагогического колледжа, образцового детского ансамбля «Палет­ки», танцевального ансамбля «Полесские зори», фольклорно­-хореографического ансамбля «Хорошки».

В городе проводятся концертные выступления известных коллек­тивов и солистов, в том числе и зарубежных. Укрепляются побратимские связи с художественными коллективами ближнего и дальне­го зарубежья. В зарубежные поездки отправляются лучшие профес­сиональные и любительские коллективы Гомеля.

Театральная жизнь Гомеля началась задолго до Октябрьской ре­волюции. В кон. XVIII в. в городе существовал театр в имении графа П.А. Румянцева. Первые же специальные театральные помещения в городе начали появляться во вт. пол. XIX в. В 1930-40-е годах в Гомеле работали театр рабочей молодежи, колхозно-совхозный те­атр, Белорусский третий государственный театр (БГТ-3), Государст­венный театр кукол БССР, Гомельский областной русский драмати­ческий театр, который в 1946 г. был переведен в Могилев. В на­стоящее время в Гомеле работают 3 театра. Гомельский областной драматический театр начал свою работу в ноябре 1954 г. спектаклем «Годы странствий» А. Арбузова. А в 1956 г. было возведено здание театра по проекту архитектора А. Тарасенко. Вначале в театре ста­вились пьесы советских драматургов: «История одной любви» К. Симонова, «Крылья» А. Корнейчука, «В добрый час» В. Розова и др. С сер. 50-х годов в репертуаре начали появляться белорусские про­изведения, такие как «Глубокое течение» И. Шемякина, «Неприми­римость» А. Мовзона. Изредка ставились классические пьесы. Кон. 1950 — нач. 1960 годов с театром связана деятельность режис­серов Л. Эльстона и Ю. Оринянского. Среди значительных постано­вок — «Лявониха на орбите» А. Макаёнка, «Сердце на ладони» И. Шамякина, «Угрюмека» В. Шишкова и др. Особенно плодотвор­ной была деятельность театра во вт. пол. 1960 — пер. пол. 1970 годов (художественный руководитель — И. Попов), когда стабилизировался актерский коллектив, выросло исполнительное мастерство актеров. Спектакли, поставленные Гомельским областным драматическим театрам, выделялись творческим поиском, психологизмом и сцени­ческой культурой. Спектакли «Жизнь всего одна» А. Мовзона, «Зо­лотая карета» Л. Леонова, «Первый грех» А. Коломийца в 1972 г. были отмечены Государственной премией БССР. Театр с успехом гастролирует по Беларуси. В разные годы в театре работали заслуженные артисты БССР М. Цурбаков, Л. Гамулина, С. Давыдов, А.Г. и А.С. Каменские, Н. Малиновский, В. Славков и др. В настоящее время в состав труппы входят народные артисты Беларуси Н. Корнеева, Ф. Шеффер, заслуженные артисты Беларуси Ф. Иванов, Л. Лавринович, В. Чепелев и др.

Гомельский городской театр кукол был создан в Гомеле в 1968 г. из труппы кукольников, которая с 1963 г. работала при Гомельском драматическом театре. Театром были подготовлены первые спектакли, такие как «Приключения Незнайки» по Н. Носову, «Зайка-зазнайка» С. Михалкова, «Аленький цветочек» И. Карнауховой и Л. Браусевича, «Кот в сапогах» Г. Владычиной и др. В спектаклях театра использу­ются куклы различных систем: петрушки, планшетные, маски и др. Спектакли театра предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста.

Городской молодежный театр-студия (бывший «Независимый те­атр») был открыт 13 октября 1992 г. спектаклем «Путники в ночи» и явился первым частным театром в Беларуси. Основал театр гомепьчанин, выпускник электротехнического факультета БепИИЖТа (БелГУТа) Г. Фиглин. Сегодня учредителем театра является отдел культуры Гомельского горисполкома. С успехом идут спектакли: «Человек и джентльмен», «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо, «Путники в ночи» С. Стратиева, «Братья и Лиза» А. Казанцева, «Афинские вечера» П. Гладилина и др.

Одним из лучших в республике считается Гомельский государст­венный цирк, так как у Гомеля давняя и интересная цирковая био­графия. Первый цирк был построен в городе в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слабодовым на Конной площади (территория современного Центрального рынка). До Великой Отечественной войны в Гомеле зародилось и успешно развивалось цирковое искус­ство. Так, в 1937 г. во Дворце культуры железнодорожников из акро­батической группы В. В. Володиным был создан цирковой коллектив. В 1951 г. его руководителем етап один из основателей белорусской акробатики мастер спорта СССР, заслуженный тренер БССР А.З. Гинзбург, а с 1976 г. этот талантливый коллектив возглавил М.М. Брук В программе выступлений артистов были номера акробатов-скакунов, эквилибристов на свободно стоящих лестницах, жонглеров, танцгруппы, группы клоунов и др. Коллектив выступал не только в городах Беларуси, но и за рубежом.

В 1961 г. при Дворце культуры стеклозавода им. М.В. Ломоносова был организован цирковой коллектив под руководством В.А. Абеля, который позднее был преобразован в студию самодеятельного цир­кового искусства. В 1982 г. руководитель и его артисты стали лау­реатами премии Ленинского комсомола БССР.

В январе 1966 г. в Гомеле началось возведение здания стацио­нарного цирка (архитекторы — М. Маторин, А. Кудрявцев и др.), а 2 декабря 1972 г. состоялось праздничное открытие. Конструкция Го­мельского цирка позволяет показывать самые сложные программы, в том числе такие, как «Цирк на льду», «Цирк на воде» и сложные воздушные номера.

В 1992 г. впервые в Республики Беларусь начато создание Бело­русской цирковой программы. Цирковые артисты Гомеля создали для программы несколько оригинальных и интересных номеров — «Танцы на проволоке» в исполнении С. Шитова, «Акробаты на шес­те» под руководством С. Васильева, аттракцион «Медведи на конях» под руководством Л. Чепиковой и В. Ким и др.

На Гомельщине развито и декоративно-прикладное искусство, особенно резное на Ветковщине, так как оно неразрывно связано с духовными и культурными традициями региона. В старообрядческой среде, где бережно хранили старинные книги и иконы, получило раз­витие и достигло высокого уровня искусство резьбы киотов — рам, в которые вставлялись иконы. В покрытом сусальным золотом расти­тельном узоре, в котором сплетались листья, цветы и виноградные гроздья, мастер-киотник воплощал образ райского сада — так он видел свою землю, освященную богом [12]. Образ райского сада ярко про­является и в украшении ветковских рукописных книг. Страница в кни­ге мыслилась как сторона, свет, мир, и в ней всегда находилось ме­сто и цветку, и птице, и человеку. Одновременно это был образ окна. Книгу и окно даже открывали и закрывали похоже: дубовые обложки и дубовые ставни имели кованые застежки и засовы. На лобовой доске ветковского наличника часто встречаются элементы древнего орнамента, которые донесла до нашего времени традиционная на­родная культура: шестилепестковая розетка — символ Рода, древне­го языческого божества, или симметрично развернувшаяся в два конца стрела — Перунова стрела, или ромб с косым крестом внутри — «женский» знак засеянного поля. Этот знак живет и на рушниках, которые до сих пор ткут, сохраняя традицию, в деревне Неглюбка.

Среди множества парков Гомеля («Пионерский», «Фестивальный», «Студенческий» и др.) особой популярностью у горожан пользуется парк культуры и отдыха им. А.В. Луначарского, в котором первые парковые насаждения были сделаны в кон. XVIII в. при Гомельском дворце. В нач. XIX в. к дворцу был пристроен южный и северный флигели, севернее был возведен Петропавловский собор, а перед дворцом был построен парадный партер, который занимал всю цен­тральную часть парка. Перед фасадом дворца, ориентированного на Сож, находился курдонёр с подстриженным кустарником и газоном, через который открывался живописный вид на Сож и пойму реки. Остальные участки возле дворца были разбиты в ландшафтном стиле. Парк занимал территорию около 10 га. Южнее, за оврагом Гомиюк, находился ухоженный плодовый сад с богатой оранжереей — «зимний сад».

После 1834 г., при генерале-фельдмаршале И.Ф. Паскевиче, в парковых композициях значительно усилилось романтическое на­правление. На фундаменте разобранного южного флигеля дворца была возведена 4-ярусная башня, напоминавшая крепостной басти­он. Элементами романтизма являются пруд «Лебединое озеро», устроенный в нижней части оврага Гомиюк, большой и малый фоты и другие парковые сооружения. Плодовый сад по мере насыщения его парковыми элементами, декоративными посадками приобретал все большую связь с парком. В нем, кроме оранжереи, находились беседки, а также памятные камни. Через Лебединое озеро были пе­реброшены два мостика: легкий висячий (верхний) и массивный, вы­ложенный бутовым камнем в форме архаичной арки (нижний). В се­редине XIX в. велось интенсивное строительство парка. Зимой 1848 г. с Кореневской лесной дачи Паскевича вывозили больших размеров деревья: дуб, граб, клен, ясень и др. В 1849 г. из Варшавы были за­везены 58 видов крупных и 300 мелких деревьев, а также значи­тельное количество тепличных растений. В последующие годы экзо­тические растения баржами были доставлены из Парижа. В кон. XIX в. в северной части парка, недалеко от собора, была построена часов­ня-усыпальница Паскевичей.

В нач. XX в. в парке было высажено много экзотических и декора­тивных растений, в том числе и редких, возле оранжереи — хвойные деревья. Труба бывшего сахарного завода (который был переведен в Добруш) была переоборудована под видовую башню, а в здании завода разместился «зимний сад». В советский период парк стал местом отдыха горожан и был назван именем А.В. Луначарского. В годы Великой Отечественной войны дворец и другие памятники ар­хитектуры были сильно разрушены, погибли ценные коллекции и парковые скульптуры, пострадали насаждения парка.

В послевоенные годы в парке были проведены восстановительные работы. Территория пейзажного парка в настоящее время представ­ляет собой сплошной лиственный массив, состоящий из старых де­ревьев, таких как дуб, липа, каштан, ясень, клен и многих молодых посадок. Так, на месте погибшего дерева гинкго двулопастного в 1960 г. было посажено 3 молодых экземпляра этого уникального де­рева. С 1990 г. начала проводится реконструкция парка. Возле глав­ного корпуса дворца Румянцевых-Паскевичей был построен фонтан и открыт памятник Н. П. Румянцеву. В настоящее время во Дворце Румянцевых-Паскевичей ведутся реставрационные работы, после завершения которых в нем будет располагаться Гомельский област­ной краеведческий музей, который до кон. 90-х годов располагался в северном крыле и башне дворца, а в главном корпусе находился областной Дворец пионеров и школьников, который переехал в но­вое здание, возведенное на месте бывшего кинотеатра им. А. Иса­ченко, и теперь называется молодежным центром «Юность». Сейчас гомельский парк им. А. Луначарского является не только любимым местом гомельчан, где расположены аттракционы и проводятся раз­личные культурно-массовые мероприятия, но и лучшим дворцово­парковым ансамблем Беларуси.

В настоящее время в Гомеле работают кинотеатры и дворцы культуры, проводятся различные мероприятия и праздники (посвященные Дню города, «Сожскі карагод»), театральные встречи. Тысячи жите­лей имеют возможность заниматься физкультурой и спортом. В их распоряжении находится 7 стадионов, Ледовый дворец, ипподром, крытый легкоатлетический манеж и ряд плавательных бассейнов. Гомель располагает развитой сетью лечебно-профилактических учреждений. В 1998 г. пород приобрел статус общественно-политического центра межрегиональных связей Беларуси, России и Украины.


Источник:
История Гомеля: Пособие по спецкурсу «История Гомеля» для студентов гуманитарно-экономического факультета техни­ческих вузов / Белорус, гос. ун-т трансп. — Гомель, 2003. — 147 с. Ст. 127-141.