Евреи в Гомеле

0
3877
Евреи в Гомеле и Гомель синагога

Гомель — город, центр Гомельской области (Республика Беларусь). Известен с 1142 г.

С 1335 — в составе Великого княжества Литовского, с 1569 — в Речицком повете Минского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1772 — в составе Российской империи, с 1773 — центр Гомельского уезда Рогачёвской провинции, с 1777 — местечко Белицкого уезда Могилёвской губернии, с 1852 — уездный город Могилёвской губернии. С 1919 — центр Гомельской губернии. в составе РСФСР, с 1926 — в БССР, в 1926—31 и с 1937 — центр Гомельского района, в 1926—30 — Гомельского округа, с 1938 — Гомельской области.

В 1640-х гг. в Гомеле проживало около 2000 евреев, в 1765 — 658, в 1847 — 2400, в 1863 — 6518, в 1881 — 10 700, в 1893 — 14 472, в 1897 — 20 385 (55 %), в 1899 — 24 981 (56,3 %), в 1905 — 26 614, в 1910 — 30 708, в 1911 — 46 435 (48,3 %), в 1912 — 57 810, в 1917 — 18 043 (25,8 %), в 1920 — 31 600, в 1923 — 37 811 (48,8 %), в 1926 — 37 475 (44 %), в 1939 — 37 100, в 1959 — ок. 25 000, в 1970 — ок. 27 000, в 1979 — 26 416, в 1989 — 22 574 еврея.

По одной из версий, евреи жили в Гомеле уже в первой половине 16 в. В 1648 казаки отряда П. Головацкого захватили Гомель и вырезали около 2 тысяч евреев (спасаясь от смерти, многие евреи приняли православие, но после окончания военных действий большинство из них вернулось в иудаизм).

В конце 18 в. в Гомеле была построена синагога. С начала 19 века Гомель становится одним из центров любавичского хасидизма; в Гомеле жил ученик Шнеера-Залмана из Ляд Ицхок-Айзик (ок. 1780—1857). Евреи были владельцами первых крупных промышленных предприятий Гомеля (главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции). Раввинами в Гомеле были: с 1862 — Абрам Хаимович Эльяшов, с 1880-х гг. — Зелик Зак, с 1893 — Менахем-Лейб Левин и Р.-М. Баришанский. В 1863 в Гомеле имелось 9 синагог, в 1897 — 26 синагог.

С начала 1890-х гг. (после изгнания евреев из Москвы) численность еврейского населения Гомеля резко возросла, оживилась торговля (в т.ч. лесом, льном, пенькой), открылся ряд крупных магазинов (оборот торговли в 1870—90-х гг. увеличился с 2 до 5,5 млн. руб.), возросло количество ремесленных мастерских (в 1890-х гг. в них было занято 800 человек). В 1890-х гг. евреям принадлежало большинство крупных промышленных предприятий (лесопильные заводы В.И. Левитина и Я.В. Бройтмана, чугунолитейные и механические заводы И.И. Агроскина и Р.И. Дубинского, М.Н. Фрумкина, вальцовая мельница З.Б. Певзнера, маслобойный з-д А.Е. Школьникова, з-д нефтяных масел М.С. Шевелева; М.М. Витенберг и А.З. Дунаевский арендовали спичечную ф-ку «Везувий»). В 1895 работали типография Шмерки Фридланда и Шолома Подземского, книжный магазин Сыркиной, б-ка Юдки Школьникова и Давида Лазинского, кабинет для чтения Герца Фейгенберга, в 1901 — типографии Лейвика Захарина, Шолома Соськина, типолитография Айзика Шимоновича и Герца Бриля, фотографии Арона Гофмана, Шевеля и Иуды Немченко. В нач. 20 в. были открыты книжные магазины Гирши Романовского, Арона Эпштейна, Абрама Глатмана, библиотека и книжный магазин Самуила Лурье. В 1910 владельцами типографий стали Артур Миляев и Залман Казовский.

С начала 1860-х гг. в Гомеле работало казённое еврейское училище первого разряда. В 1889 в одноклассном еврейском училище занималось 78 мальчиков, в 1902 — 120, в 1905 — 150. Тогда же в талмуд-торе обучалось 120 мальчиков. В 1886 было основано женское 4-классное училище Анны Яковлевны Сыркиной (360 учащихся); в другом женском училище обучалось 90 учащихся. В 1907 в 2-классном еврейском училище училось 200 мальчиков, 152 — в талмуд-торе. В 1907 была открыта частная мужская гимназия А.Е. Ратнера (в 1911 — 27 преподавателей и 255 учащихся; среди выпускников — Л.С. Выготский). В частной мужской гимназии М.А. Эльяшева преподавал общественный раввин М.М. Маянц. В 1910 в Гомеле действовали также 4-классная прогимназия Сыркиной (403 учащихся), еврейское начальное училище (основано в 1878, в 1910 — 193 учащихся), 2-классное женское училище Гурвич (100 учащихся), вечерний класс Сыркиной (270 учащихся), талмуд-тора Ловьянова (41 учащихся), 45 хедеров (662 учащихся).

В 1897 в Гомеле было создано врачебное общество (первое в уездных городах края, из 21 члена-учредителя — 12 евреев; в марте 1903 закрыто по распоряжению министерства внутренних дел), в 1913—14 действовали Медицинское и Зубоврачебное общества. Евреями были многие врачи, большинство дантистов, владельцев и арендаторов аптек.В 1908—14 в Г. существовало музыкально-драматическое общество (в 1910 — 240 членов), где под руководством М.Я. Марголина был поставлен ряд спектаклей, создан хор под управлением Н. Эрлиха (40 человек), устраивались вечера народных песен. В начале 1900-х гг. в Гомеле работали еврейский театр, оперетта под руководством Д.М. Шаравнера (1911), театральные труппы под руководством М.Л. Гефнера, И.Ф. Коневского, Я.Г. Либерта (1912), А.-А. Фишзона (1914), еврейско-немецкая труппа Ш. Жоржа и Ф. Беккера (1914). В 1897 в Гомеле было открыто Еврейское общество пособия бедным (председатель правления Г.Я. Брук, с 1906 — врач Вульф Захарин, с 1910 — врач Наум Александров) с дешёвой столовой и дежурной медицинской помощью (общество содержало талмуд-тору и выдавало беспроцентные ссуды нуждающимся). При больнице имелась еврейская богадельня (около 200 человек). С 1910 работал комитет ЕКО. В 1913—14 существовало Общество еврейских детских колоний. Накануне 1-й мировой войны действовали общества взаимопомощи сапожников и портных, объединявших главным образом евреев. Коробочный сбор в конце 19 — начале 20 века достигал 15 тысяч рублей.

Евреи играли ведущую роль в финансово-кредитной сфере: Общество взаимного кредита возглавляли Самуил Логунов (с 1897), Шевель Быховский (с 1900) и Михаил Поляков (с 1900), пред. правления (с 1906) — Маркус Каган; отделение Минского коммерческого банка — Боаз Гинзбург (с 1889), отделение Орловского коммерческого банка — Исаак Броун, отделение Северного банка — Берка Подиков, отделение Соединённого банка — Семен Львович Выготский (отец Л.С. Выготского). В 1910 функционировало Гомельское торгово-промышленное общество взаимного кредита (председатель Фишель Добкин).

В конце 19 — начале 20 века Гомель становится одним из центров еврейского рабочего движения. В 1893—95 действовал рабочий кружок самообразования (руководитель — наборщик А.Д. Поляк; входило до 50 рабочих-ремесленников; собранный ими шрифт был использован при создании подпольной типографии «Рабочей газеты» в Киеве). Весной 1895 создана Гомельская социал-демократическая группа, в 1898 — Гомельский Союз борьбы за освобождение рабочего класса (позднее преобразован в Гомельский комитет РСДРП). Весной 1900 вышел первый номер нелегального журнала «Дер Кампф» («Борьба»; второй номер издан в марте 1901 при активном участии Менделя Гезенцвея). В декабре 1900 в Гомеле прошли массовые аресты местных социал-демократов; уцелевшие участники социал-демократических организаций примкнули к Бунду, Гомельский комитет которого руководил стачкой столяров и рабочих спичечной фабрики (обе — 1901), забастовками ремесленников в 1902 и др. Представители Гомельского комитета Бунда участвовали в работе 5-го съезда РСДРП (1907) и 8-й конференции Бунда. В 1911 организация Бунда объединяла 328 членов; в сентябре 1913 местный комитет организовал стачку протеста в связи с делом М.М. Бейлиса. С начала 1-й мировой войны деятельность организации Бунда прекратилась.

1 сентября 1903 в Гомеле произошел погром, в ходе которого имели место столкновения погромщиков с отрядом еврейской самообороны (убито 10 евреев и 8 погромщиков). В ходе погрома 13—16 января 1906 в результате пожара было уничтожено много домов.

С начала 1-й мировой войны в Гомеле находились тысячи евреев-беженцев из Царства Польского и других западных губерний; в Гомель также эвакуировалось несколько иешив из польских и литовских губерний. Раввином в Гомеле в годы 1-й мировой войны был Йосеф-Йосель Гурвиц (1846—1919), общественным раввином — Меир Мазьевич Маянц.

В марте 1917 был воссоздан комитет Бунда, его представители вошли в состав городского совета рабочих и солдатских депутатов, в профсоюзы и другие общественные организации (на выборах в городскую думу бундовцы получили 18 из 111 мест). В апреле 1917 образован Полесский комитет РСДРП(б), членами которого стали В.Г. Пеньевский, М.М. Хатаевич, Д.А. Цирлин и И.М. Якубов. 30 октября 1917 большевики во главе с председателем Полесского комитета Л.М. Кагановичем установили в Гомеле советскую власть. В начале 1918 организация Бунда объединяла около 1 тысячи членов. В декабре 1918 бундовцы, эсеры и меньшевики образовали т.н. гомельскую директорию и взяли власть в городе, однако в январе 1919 город заняли большевики, которые закрыли бундовскую газету «Голос рабочего».

Весной 1920 в Гомельский совет избраны 6 представителей Бунда. В 1917 в Гомеле начали активно действовать различные сионистские организации, продолжавшие нелегальную деятельность и в 1920-х гг., в т.ч. отделение «Поалей Цион».

В 1920—30-х гг. евреи занимали руководящие посты на промышленных предприятиях города, работали в государственных учреждениях и учебных заведениях. К 1926 значительная часть евреев-кустарей объединилась в кооперативы. В 1920—29 действовал еврейский педагогический техникум, до 1939 во многих школах Гомеля преподавание велось на идише. В 1924—26 в рабочем клубе работала драматическая студия под руководством М.Л. Меерсона. В 1920-х гг. в Гомеле было создано отделение Евсекции (руководители Кантор, Брахман, Перель), действовали клуб им. Леккерта, вечерняя еврейская школа. В 1922 открылись евпартшкола, отделение «Культур-Лиги».

В начале 1920-х гг. раввином в Гомеле был Авром Элиашев (1878—1942). В 1920 в Йом-Кипур на пл. Труда, где находилось несколько синагог, комсомольцы устроили митинг (духовой оркестр играл «Интернационал»). В начале 1921 в Гомеле состоялись показательный суд над хедером и диспут о «судном дне». Раввин Баришанский после выступления на диспуте о хедерах (сентябрь 1922) был осуждён. В августе 1923 арестован весь состав пленума окружного исполкома организации «Маккаби». Подпольная сионистская деятельность продолжалась в Гомеле до 1926. В том же году были закрыты 10 крупнейших синагог (их здания переоборудованы под жильё, фабрику, музей, столовую). В середине 1920-х гг. была предпринята попытка закрыть еврейское кладбище. В 1920-х гг. в Гомеле прошёл судебный процесс над 10 шохетами, которые были приговорены к нескольким годам тюрьмы. В апреле 1924 в Гомеле зарегистрирована еврейская община, которая содержала микву, еврейское кладбище, собирала средства на общинные нужды, выплачивала жалованье трём раввинам. В конце 1920-х гг. почти все синагоги были закрыты властями, центрами общинной жизни стали миньяны. В 1929—30 действовала нелегальная любавичская иешива под руководством раввина Иехезкеля Гимельштейна (?—1941).

В 1925 выходцы из Гомеля организовали в Джанкойском районе в Крыму 3 земледельческих коллектива, в 1926 — 8.

19 августа 1941 Гомель оккупировали германские войска; было создано 4 гетто (на Ново-Любенской и Быховской улицах, а также в районе Монастырёк и в Новобелице). 3-4 ноября 1941 узники гетто были расстреляны во рву близ машинно-тракторной мастерской, в лесу у деревни Лещинец и на 9-м км шоссе Гомель — Чернигов (на месте расстрела установлен памятник). В декабре 1941 расстреляно 2365 евреев. В 1941-42 в Гомеле погибло около 20 тысяч евреев.

Десятки евреев Гомеля участвовали в деятельности антифашистского подполья, комсомольско-молодёжная группа под руководством Г.И. Беркович осуществляла диверсии в городе, комиссаром партизанского отряда «Большевик» был Гирш Насонович Эркин.

После освобождения в уцелевшем здании одной из синагог размещался горвоенкомат, две другие синагоги были заняты под жилые помещения. Ходатайство верующих о возвращении им одной из синагог в 1945 было отклонено властями (в 1947 раввин Славкин также получил отказ от Совета по делам религиозных культов на свою просьбу от открытии синагоги). В 1946 под предлогом отсутствия зарегистрированной общины евреям Гомеля был запрещён ритуальный убой скота. В 1947 верующие евреи на собранные ими средства приобрели для синагоги частный дом, однако власти конфисковали его и запретили молитвенные собрания. В 1947 в Гомеле действовало 7 нелегальных миньянов (в доме Шевеля Бабицкого собиралось около 70 верующих, у Айзика Лейкина — около 25). С 1951 власти запретили выпечку мацы (нарушители подвергались штрафам).

По данным 1962, в Гомеле и области существовали 22 незарегистрированные еврейские религиозные группы (в 1965 — 14), имелось 26 молитвенных зданий, 6 канторов и шохетов. В 1963 милиция разогнала одно из собраний, конфисковала 2 свитка Торы и другие религиозные атрибуты.

В 1993 общине Гомеля было возвращено здание синагоги «Рош-Пино», в котором разместились все еврейские общественные организации: объединение «Ахдут», клуб «Менора», община ортодоксального иудаизма, община прогрессивного иудаизма, городская организация Белорусского союза евреев — ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, партизан и подпольщиков, молодёжный клуб, Еврейский учебно-информационный центр, культурно-историческое общество «Ариэль», еврейская воскресная школа, детский сад-школа «Атиква», ансамбль еврейских песен и танцев и др. С начала 1990-х гг. издаётся газета «Ахдут» (на русском языке).

10 мая 1994 на кладбище в Осовцах осквернены 94 памятника на еврейских могилах, 7-8 дек. 1996 — 9 памятников на еврейском кладбище по Черниговскому шоссе

В 1999 в Гомеле проживало около 7 тысяч евреев.

В Гомеле родились: М. Басин, М.Б. Вольфсон, Д.И. Выгодский, В.Б. Гайсин, Д. Гакоген, Т. Гейликман, А.Н. Гефтер, Р. Гиносар, Л.Я. Горелик, И.А. Егудин, Н.И. Жолудев, А.С. Залманов, А.Н. Зеликман, Э.И. Злотник, И.Б. Катунин, А.С. Кауфман, Х.Л. Кевеш, М.Э. Кирпичников, С.Д. Кремер, И. Левиант, М.А. Левин, Х.Ш. Левин, Я. Левин, Л.А. Либерман, М.А. Лурье, И.Я. Малошицкий, Г.М. Маневич, А.А. Народицкий, М.В. Незлин, И.С. Нович, Я.А. Певзнер, А.З. Раскин, Е.М. Ржевская, Д.Е. Розенблюм, Л.И. Салоп, Л.С. Славина, Я.С. Тёмкин, Г.И. Тец, И.М. Фалькович, Н. Фридман, М.И. Фрумкин, И.Б. Хавин, М.М. Хатаевич, В. Цейтлин, Ю.А. Шандалов, М.Ш. Шифрин, И. Шнеерсон, Л.Г. Шнирельман, Л.Я. Эвентов, Л.А. Эдмин; Лев Ильич Аронов (1909—1972, Москва), живописец, график, работы хранятся в ГТГ и других собраниях различных стран; Савва Григорьевич Бродский (1923—1982, Москва), книжный график, архитектор, автор иллюстраций к «Дон-Кихоту» Мигеля де С. Сервантеса, «Оводу» Э.-Л. Войнич, произв. А.Р. Беляева, А.И. Куприна и др., автор ряда архитектурных проектов, в т.ч. Музея А. Грина в Феодосии; Ефим Давыдович Бляхер (р. 1931), специалист в области философии культуры и теории познания, професор; Ефим Львович Гельфанд (р. 1910), актёр и режиссёр еврейского театра, с 1938 — художественны руководитель Биробиджанского ГОСЕТа, заслуженный артист РСФСР (1945); Леонид Яковлевич Зеличенко (р. 1933), журналист, полковник милиции (1989), редактор газеты МВД Кыргызстана, с 1996 — первый редактор еврейской газеты Кыргызстана «Мааян», автор книг, киносценариев; Леонид Кауфман (р. 1958), тренер, заслуженный тренер БССР, с 1991 — в Израиле, старший тренер интерната для одарённых юных спортсменов при Институте физического воспитания и спорта им. Вингейта; Евгения Александровна Кацева (р. 1920), литературовед, переводчик, перереводила на русский язык произведения Ф. Кафки, М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др.; Эммануил Маркович Коган (р. 1923), гистолог, цитолог, доктор медицинских наук (1967), професор (1969), организатор и первый декан медицинско-биологического факультета 2-го ММИ (1963), один из организаторов и заместитель директора по науке НИИ физико-химической медицины Минздрава РСФСР; Арон Лебедев (1873—1960, Нью-Йорк), актёр еврейского театра, с 1920 — в США; Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), государственный деятель, генеральный консул СССР на Шпицбергене, руководитель треста «Арктикуголь», репрессирован, отец М.М. Плисецкой; Эдуард Рафаилович Рыбаков (р. 1935), шашист, мастер спорта (1964), чемпион СССР по заочной игре в русские шашки (1958—61, 1962—64, 1965—67); Борис Наумович Хавин (1926—1987, Москва), журналист, в 1977—87 глава редакции журнала «Спорт за рубежом», автор справочников по истории Олимпийских игр Э.Г. Иоффе.