Чечерская школа народной иконописи

0
806
Чечерская школа народной иконописи

Народная иконопись Гомельщины ХVІІІ-XX вв. не становилась ранее предметом специального научного изучения.

За последние годы в связи с созданием в Чечерске историко-этнографического музея на территории района собрана интересная коллекция икон, уже предварительное изучение которой позволило выделить в ней группу, отличающеюся значительным своеобразием. Последующая работа с материалами музеев области, частными собра­ниями дала возможность значительно расширить круг известных памятников подобного рода (более 50-ти) и выделить их наиболее ха­рактерные особенности, выражающиеся з следующем;

— все иконы выполнены маслом на одной или нескольких (до 3-х) досках;

 — для соединения досок и предохранения их от деформации использозаны врезные шпонки с тыльной стороны. Они чаще всего вст­речные сквозные;

— не отмечены случаи грунтовки доски, а также использования паволоки. На II иконах различные дефекты досок или щели между ни­ми обработаны специальной замазкой, в состав которой входит измельченая солома или древесные опилки;

— лицевая сторона всех икон ровная, без ковчега. Оборотная сторона досок обычно обработана скобелем или стругом и имеет ха­рактерную волнообразную поверхность. В единичных случаях она глад­кая;

— не известны случаи нанесения на поверхность иконы графьи-прочерченного подготовительного контурного рисунка, соответствую­щего ее композиции. На одном проведении отмечено наличие подоб­ного рисунка, выполненного карандашом (?);

— все иконы имеют узкие (от 0,3 до I см) поля светло-желтого или белого цвета. Такой же краской выполнена монограммы и надписи;

— фон средника обычно темный (красно-коричневые, зеленоватые, фиолетовые тона). Он никогда не бывает декорирован изображениями цветов, элементов растительного или геометрического орнамента, что характерно для живописи сопредельных регионов;

— примерно в 2/3 случаев нимба на иконах изображены в виде желтого свечения с лучами. Реже встречаются нимбы в виде сплошного круга, кольца или овала;

— для цветовой гаммы большинства произведений характерны насыщенные тона и широкие применение пробелов для высветления ликов, деталей одежды и других элементов композиции;

— технику живописи всех известных памятников характеризует ма­зок, выполнявшийся, вероятно, густой краской и образующий невысо­кий рельеф над поверхностью доски. Особенно это характерно для вы­полнения надписей, монограмм и т.д.;

— можно предположить, что большинство произведений покрывалось олифой, которая со временем темнела и делала их цветовую гамму при­глушенной;

Многие памятники имеют, свои индивидуальные отличая, иногда повторяющиеся в других произведениях. Это, например, прием высвет­ления центральних фигур композиции лучами, падающими из верхних углоз иконы (более 10 случаев),

В трех случаях зафиксировано золочение фона произведений, ко­торое сочетается с использованием различных декоративных паленных элементов, выполненных загустевшей краской или специальной замаз­кой (розетки, цветы, детали одежды, головных уборов, обрамление мо­нограмм, надписей, нимбов а заде невысокого валика о насечками и др.). Б двух случаях такие иконы заключены в профильные деревянные рамы, украшенные подобным образом. Еще одно произведение с анало­гичным декором на деревянной раме и элементах композиции имеет не волоченый, а простой фон. Такие памятники, возможно, представляют особую группу икон, выполнявшихся по специальным заказам.

Известна только одна икона, имеющая разветвленную композицию из 7 клейм. Сюжеты остальных памятников достаточно разнообразны. Среди наиболее популярных — “Св. Николай” (16 экз.), “Св. Георгий” (9 экз.), “Христос Вседержитель” (5 экз.), “Рождество Христово” и “Покров” — по 3 экз. Остальные встречаются реже: “Богоматерь Казан­ская” (2 экз.), “Воскресение Христово”, “Св. Зосим, Савватий, Вла­сий”, “Апостолы Петр и Павел”, “Св. Параскева”, “Святое семейство”, “Богоматерь Смоленская”, “Архистратиг Михаил”, “Распятие Христово”, “Троица новозаветная”, “Св. Варвара”, “Богоматерь” — по I экз.

Территориально большинство икон довольно компактно группирует­ся вокруг Чечерска, проникая частично в пределы современных Ветковского и Буда-Кошелевского районов.

Сведения, собранные сотрудниками Ветковского, Чечерского музе­ев и автором, доказывают, что центрами народного иконописания очер­ченного региона являлись деревни Федоровка (Ветковский р-н) и Бабичи (Чечерский р-н), где жили и работали во второй половине XIX — начале XX в. мастера братья Гавриил и Владимир Гераковы.

Они родились в Бабичах, где первоначально и занимались иконо­писью. Переехав затем в іедоровку, братья, кроме этого, расписывали строющуюся Свято-Духовскую церковь. Перед революцией мастера вернулись в родную деревню, где жили до смерти в начале 20-х годов.

Основная часть работ Гераковых должна укладываться в промежу­ток между 70-ми годами XIX в. и 20-ми годами XX в. Тем не менее, в исследованной группе памятников достаточно четко еыделяются не­которые иконы, которые могут быть датированы более ранним време­нем — концом ХУІІІ — началом XIX в.

Это, а такие то, что все изученные памятники отличаются ус­тойчивым стилистическим своеобразием, которое не могло возникнуть на пустом месте и развиться в работах только одного поколения мас­теров, позволяет предположить, что творчество братьев Гераковых — это продолжение более древней традиции икопописания.

В книге Н.Ф. Высоцкой “Темперная живопись Белоруссии конца ХV-XVІІІ веков” (Мн., 1986) приводится описание иконы “Сошествие во ад” ХVІІ в. из Чечерска, которая могла принадлежать кисти ка­кого-то местного мастера. Известно также, что граф З.Г. Чернышев, получивший Чечерск во владение в 1774 г. построил в нем три пра­вославных храма и костел и пригласил для их росписи итальянских художников.

Сопоставление этих сведений с тем; что все обследованные про­изведения несут на себе несомненные признаки влияния западноевро­пейского искусства, подводит к предположению, что творчество мест­ных и приезжих мастеров стало той основой, на которой возникла традиция народной живописи, нашедшая свое финальное воплощение в работах братьев Гераковых. Эта традиция, развивавшаяся с конца ХVІІІ в. до начала XX в., имеет право, вероятно, называться Чечерской школой иконописи и представляет собой чрезвычайно интересное и своеобразное явление в культурном наследии Гомельщины, требую­щее дальнейшего углубленного изучения.

Автор: В.А. Литвинов
Источник: Наследие Кирилла Туровского и современная общественно-культурная жизнь: Материалы научной конференции. – Гомель, 1994. С. 60-63.